новости и события | FlexCom.RU | информация | решения | реклама | поиск
 FLEXCOM.RU | БИЗНЕС ОБЪЯВЛЕНИЯ | КАТАЛОГ КОМПАНИЙ | НОВОСТИ | ВАКАНСИИ/РЕЗЮМЕ | ВОПРОСЫ/ОТВЕТЫ
Новости и события на New.Flexcom.Ru

Новости / Новости за 1.03.2016 / В мире за 1.03.2016 / Европейский зонд LISA Pathfinder начал тестировать технологии по поиску гравитационных волн в космосе

19:39 1.03.2016

Космический зонд Европейского космического агентства LISA Pathfinder, предназначенный для проверки общей теории относительности, начинает ряд экспериментов на расстоянии примерно в 1,5 млн километров от Земли, сообщает Русская служба BBC.

Когда американским ученым удалось зафиксировать гравитационные волны, вызванные столкновением двух черных дыр, это поворотное открытие было названо "прокладывающим путь для нового этапа исследования космоса". На этой неделе Европейское космическое агентство начинает тестирование технологий, необходимых для обнаружения гравитационных волн в космическом пространстве.

Если тестирование пройдет удачно, оно откроет путь к созданию в течение примерно 20 лет полноценной орбитальной обсерватории под рабочим названием "Лазерно-интерферометрическая космическая антенна" (LISA, Laser Interferometer Space Antenna).

"Я посвятил этому всю свою научную карьеру, над нами иногда насмехались и годами говорили нам, что гравитационных волн не существует или что мы их никогда не обнаружим, - заявил в интервью BBC Пол Макнамара, ученый Европейского космического агентства, работающий над проектом LISA Pathfinder. - Теперь мы их обнаружили, а сейчас делаем огромный шаг вперед, запуская проект, который сможет зарегистрировать их в космосе".

Базирующиеся на Земле лазерно-интерферометрические лаборатории международного проекта научной коллаборации (LIGO Scientific Collaboration) смогли зафиксировать в лабораторных условиях гравитационные волны, вызванные столкновением двух черных дыр массой в 29 и 36 раз больше массы Солнца. А базирующийся в космосе интерферометр сможет изучать гораздо более крупные космические объекты, в том числе и огромные черные дыры с массой в миллионы раз больше Солнца, которые сливаются в одну черную дыру при столкновении галактик.

Орбитальная станция, как ожидается, сможет фиксировать и менее масштабные события на других стадиях их развития. Находящийся на ее борту зонд LISA Pathfinder должен следить за поведением двух пластин из сплава золота и платины, зафиксированных на расстоянии 38 сантиметров друг от друга, и измерять любые колебания расстояния между ними.

В рамках начавшегося во вторник эксперимента эти пластины будут находиться внутри специальных камер, где они будут изолированы от любых внешних воздействий. Если удастся создать такую изолированную от внешних влияний систему, то находящиеся в состоянии свободного падения пластины будут падать по прямой траектории, на которую может воздействовать только гравитация. В таких условиях гравитационные волны могут быть зарегистрированы в случае изменений расстояния между пластинами.

Лазерная система будет фиксировать любые отклонения в траектории движения пластин с точностью вплоть до нескольких пикометров - одной триллионной метра, что во много раз меньше диаметра атома.

"Первые несколько дней эксперимента будут очень скучными: мы ничего не будем делать, - рассказывает Пол Макнамара. - Мы просто дадим этим пластинам возможность свободно висеть в пространстве и попытаемся понять, что именно происходит, так как такого эксперимента еще никто не проводил".

Сейчас LISA Pathfinder не может регистрировать гравитационные волны. Для этого пространство между пластинами должно быть не 38 сантиметров, а около миллиона километров, что и хотят в будущем сделать ученые. В этом смысле нынешний проект - лишь тестовый, позволяющий подготовиться к полноценному эксперименту.

В будущем LISA Pathfinder, как надеются ученые, будет проводить измерения при помощи двух станций, а если позволит бюджет, - трех космических аппаратов, расположенных в вершинах правильного треугольника со сторонами длиной в миллион километров.

Стороны этого треугольника будут образовывать плечи гигантского интерферометра. Гравитационная волна искажает структуру пространства - времени между двумя космическими аппаратами, что дает возможность измерить относительные изменения длины плеч интерферометра по сдвигу фазы лазерного луча, несмотря на относительную малость этого эффекта.

Сейчас же ученые могут лишь протестировать принципы метрологии, а также понять, какой именно космический шум влияет на результаты эксперимента. Шум может исходить, например, от электроники на борту космического аппарата. Кроме того, есть и физические факторы, которые могут влиять на пластины в свободном падении, - от минимальных изменений температуры внутри космического корабля до практически незаметного гравитационного поля самого аппарата.

Для создания оптимальных условий свободного падения пластины должны быть постоянно прикрыты от влияния солнечных лучей или микрометеоритов. Когда тестирование завершится, космическая обсерватория проведет еще несколько экспериментов, не связанных с гравитационными волнами. Среди них - эксперимент по обнаружению находящихся недалеко от Земли астероидов с помощью навигационного сенсора корабля, запрограммированного таким образом, чтобы он сообщал о движущихся объектах в поле его зрения.

Еще одна возможность использования сверхчувствительного оборудования на борту станции - точное определение гравитационной постоянной G. Эта фундаментальная физическая величина, называемая также постоянной Ньютона, необходима для вычисления силы гравитации между двумя массами, находящимися на определенном расстоянии одна от другой. Константа гравитационного взаимодействия G была с большой точностью вычислена на Земле с использованием маятника. Измерение этой величины в космосе даст ее независимую оценку.

Напомним, что соавтором обнаружения гравитационных волн, положившего основу для этого исследования, стал российский ученый, выпускник Новосибирского госуниверситета и экс-сотрудник Института ядерной физики СО РАН Сергей Клименко. В настоящее время он работает во Флоридском университете в США.

Гравитационные волны были зарегистрированы 14 сентября 2015 года в 05:51 утра по североамериканскому восточному времени (13:51 по московскому времени) на двух детекторах-близнецах лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории LIGO, расположенных в Ливингстоне (штат Луизиана) и Хэнфорде (штат Вашингтон) в США.

// NewsRu.com

Есть мнение по теме? Оставьте Ваш комментарий.

Ваше имя (*)Ваш email
Ваш комментарий (*) (не более 600 символов)
Вам есть, что еще добавить по теме и не хватило места "развернуться"?
Вы можете сделать это здесь (но не более 15000 символов)

введите код на картинке (*)
поля помеченные (*) - необходимо обязательно заполнить!
для перевода символов из латиницы в кириллицу нажмите "Перевести"