Двое фигурантов "болотного дела" подали иск в Конституционный суд, сообщают "Ведомости" со ссылкой на представляющего их адвоката. Алексей Гаскаров и Андрей Барабанов просят признать неконституционными положения Уголовного кодекса, допускающие квалификацию одного и того же преступного события по нескольким статьям, если содержащиеся в них нормы соотносятся между собой как целое и часть. Иск подан вскоре после того, как суд отказал Гаскарову в условно-досрочном освобождении.
Барабанова и Гаскарова осудили по двум статьям - за участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 121 УК) и насилии в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК). Адвокат Рамиль Ахметгалиев разъяснил, что все признаки такого преступления, как насилие в отношении представителя власти, уже предусмотрены нормой об участии в массовых беспорядках, которое само по себе считается преступлением более тяжким. Так что его клиенты считают, что их осудили дважды за одно деяние.
Ахметгалиев напоминает, что Верховный суд не раз давал разъяснения о необходимости избегать таких ситуаций. По его оценке, ошибки квалификации довольно часто случаются на практике, но обычно они исправляются на уровне надзорной инстанции, подчеркивает адвокат. Однако "болотный" приговор устоял во всех инстанциях, включая Верховный суд. Адвокат считает, что "в данном случае квалификация шла не по правилам, а по понятиям".
Представитель Верховного суда от комментариев для "Ведомостей" воздержался.
После беспорядков на Болотной, произошедших в преддверии инаугурации президента Владимира Путина, были задержаны более 400 человек и возбуждено уголовное дело по ст. 212 и 318 УК РФ. В январе 2013 года это дело объединили с делом о приготовлении к организации массовых беспорядков на территории РФ, фигурантами которого стали уже 30 человек.
Организаторами беспорядков суд признал активистов "Левого фронта" Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева и Константина Лебедева, причем последний пошел на сделку со следствием в обмен на небольшой срок и вышел на свободу по УДО в мае 2014 года. Удальцов и Развозжаев, которые не признали своей вины, были осуждены на 4,5 года лишения свободы каждый.