Причину неудачного старта ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС выдал темно-коричневый дым, который виден на любительском видео (18+ Внимание! Ненормативная лексика) аварии. Высокопоставленный источник "Интерфакса" в российской ракетно-космической отрасли сообщил, что налицо - прогар одной из магистралей подачи окислителя в двигатель первой ступени. Между тем эксперты напоминают, что такие серьезные аварии обычно имеют не только технические, но и более глубокие причины.
Осведомленный собеседник агентства поделился хронологией утреннего старта на Байконуре. "На первой
секунде после сигнала об отрыве изделия от стартового стола ракета ушла вправо, - рассказал неназванный источник. - Система управления боролась за "жизнь" ракеты до последнего и тянула ее
в вертикальном направлении".
"С 4-й секунды начались критические параметры по тангажу, после
чего на 17-й секунде произошло аварийное выключение двигателей", - сообщил собеседник агентства.
Дым показался уже с началом падения: "Когда ракета начала падать, был ясно виден темно-коричневый дым,
что может быть при прогаре трубопровода окислителя двигателя первой
ступени".
Собеседник "Интерфакса" заявил, что версию о причастности к аварии разгонного блока ДМ-03 он считает "бредом дилетантов". Он также обратил внимание, что двигатель для первой ступени "Протон-М" с недавних пор производит пермский завод "Протон-ПМ", которому недавно отдали в серийное производство и
ракетный двигатель РД-191 для перспективной ракеты-носителя "Ангара",
хотя разработку и изготовление двигателей для первых летных экземпляров
ракеты выполнял подмосковный "Энергомаш".
Ракета "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" стартовала с 81-й
площадки космодрома Байконур во вторник в 6:38 по Москве. Почти сразу после
отрыва от стартового стола она резко отклонилась от траектории полета,
начала распадаться в воздухе, упала неподалеку от места старта и
взорвалась. Стартовый комплекс и расчет запуска не пострадали.