новости и события | FlexCom.RU | информация | решения | реклама | поиск
 FLEXCOM.RU | БИЗНЕС ОБЪЯВЛЕНИЯ | КАТАЛОГ КОМПАНИЙ | НОВОСТИ | ВАКАНСИИ/РЕЗЮМЕ | ВОПРОСЫ/ОТВЕТЫ
Новости и события на New.Flexcom.Ru   

Эксперимент по превращению армии в ПТУ выявил подводные камни

 Новости / Новости за 30.08.2006 / Россия за 30.08.2006 / Эксперимент по превращению армии в ПТУ выявил подводные камни

11:54 30.08.2006

В российской армии проходит беспрецедентный эксперимент: в трех учебных центрах Московского и Приволжского военных округов солдатам срочной службы пытаются дать не только военные знания и навыки, но и начальное профессиональное образование (НПО). С 1 июля 2006 года к обучению по восьми гражданским специальностям приступили 692 человека. На будущее Министерство образования и науки вместе с Министерством обороны подготовили перечень, куда вошли 27 рабочих профессий, сопряженных с 30 военно-учетными специальностями. Правда, эксперимент уже выявил подводные камни, пишет "Время новостей".

Эксперимент проводится в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В соответствии с поручением правительства от 15 сентября прошлого года в незнакомую работу включились военное ведомство, экспертное управление президента, Министерство образования и науки, а также Министерство финансов. Отчасти превратить армию в ПТУ заставляет острый дефицит кадров в рабочих профессиях.

В вооруженные силы каждые полгода призывается около 100 тысяч человек. До 40% из них не имеют профессии, 45% нигде не работали и не учились. То есть каждый год ряды защитников Родины пополняются 80 тыс. неквалифицированных молодых людей. Это плохо и для армии, и для страны. А в вооруженных силах более 100 учебных воинских частей, в которых призывников готовят по 370 военно-учебным специальностям. Будущие младшие военные специалисты в течение пяти месяцев получают знания и навыки по основам ведения общевойскового боя, по устройству и правилам эксплуатации вооружения и военной техники, по их боевому применению.

Такая система подготовки за многие годы доказала свою эффективность и полностью удовлетворяет потребности Министерства обороны. Однако учебные воинские части - все же не образовательные учреждения, и их программы не соответствуют государственным образовательным стандартам начального профессионального образования.

Поэтому Управление военного образования Минобороны совместно с федеральным Институтом развития образования разработали учебные программы и планы по восьми специальностям, включая методические рекомендации по организации учебного процесса и производственной практики. Кроме того, разработана методика привлечения на договорной основе в учебные воинские части преподавателей из гражданских учебных заведений. Учебные планы и учебные программы по военно-учетным специальностям адаптированы к образовательным стандартам НПО.

Эксперимент строится таким образом. В течение пяти месяцев теоретически осваивается рабочая специальность, наиболее близкая военно-учетной. По окончании "учебки" солдат сдает квалификационные экзамены, получает внутреннее удостоверение Министерства обороны по военно-учетной специальности и направляется в линейную часть. Служба в ней будет засчитана за производственную практику. При получении за нее положительной аттестации после окончания службы молодому человеку полагается диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании. А пришлют диплом из той учебной воинской части, где солдат проходил теоретический курс.

Авторы проекта рассчитывают на то, что по месту дислокации большинства учебных воинских частей имеются средние гражданские учебные заведения. Из них-то на договорной основе по плавающему расписанию занятий и будут приглашаться преподаватели. Если таковых не окажется, предполагается приглашать членов семей военнослужащих - с соответствующим образованием.

Казалось, продумали все. Однако эксперимент очень скоро выявил подводные камни. Во-первых, для выдачи диплома, по которому обученный "дембель" будет устраиваться на работу, обязательны аккредитация и лицензирование учебного заведения. То есть в данном случае - воинской учебной части. Но лицензий у воинских частей нет и в помине. Пока решено действовать по временной схеме: для работы трех учебных центров достаточно распоряжения правительства. А чтобы выдать дипломы выпускникам этих центров по окончании производственной практики, будут заключены договоры с учреждениями начально-производственного обучения, которые расположены близ воинских частей. Эта временная схема будет работать, пока учебные центры не пройдут аккредитацию. В соответствии с требованиями Минобразования, этот счастливый момент наступит после двух-трех выпусков солдат с дипломами ПТУ.

Вторая проблема - срок обучения по программе начального профессионального образования может быть один год только при наличии у призывника среднего образования или 11 классов. Таково требование Министерства образования и науки. Но столь "высокое" образование сегодня имеет лишь четверть призывников. Остальные при переходе на один год военной службы в 2008 году просто не могут получать гражданскую специальность.

Но еще важнее совместить обучение гражданской профессии и военной специальности. Безболезненно это можно сделать лишь по отношению к родственным профессиям - повар, электрик, слесарь, механик, крановщик. Подготовка по ним идет всего в 14 учебных воинских частях из 100. Адаптация серьезно осложняется в отношении более "милитаризованных" профессий: механик-водитель танка с ракетно-пушечным вооружением, машины минного заграждения, оператор радиолокационной станции и т.п. Все это может негативно повлиять на качество подготовки квалифицированных кадров для армии по военно-учетным специальностям.

Военные уже сейчас обеспокоены: если мы сократим военную составляющую образования, в итоге можем получить и неподготовленного танкиста, и неграмотного бульдозериста. Есть военно-учетные специальности, по которым очень сложно, если вообще возможно, найти родственное соответствие - командир танка, оператор-наводчик, гранатометчик, снайпер (последний пойдет на "гражданке" разве что в профессиональные киллеры). На подготовку именно по таким специальностям нацелена примерно половина учебных центров. Кроме того, для полноценного освоения рабочих профессий необходим иной станочный и машинный парк, нужны мастера производственного обучения, которых в штате учебных частей нет. Не предусмотрено все это и в линейных войсковых частях, где будут проходить практику выпускники учебных центров. Имеющиеся сегодня нормативные документы закупать станки военным не позволяют.


// NewsRu.com

Есть мнение по теме? Оставьте Ваш комментарий.

Ваше имя (*)Ваш email
Ваш комментарий (*) (не более 600 символов)
Вам есть, что еще добавить по теме и не хватило места "развернуться"?
Вы можете сделать это здесь (но не более 15000 символов)

введите код на картинке (*)
поля помеченные (*) - необходимо обязательно заполнить!
для перевода символов из латиницы в кириллицу нажмите "Перевести"


16:32 Разведслужбы США вышли на след взломщика почты Демпартии - он работает на российское правительство
16:02 В Турции выданы ордеры на арест 47 бывших сотрудников оппозиционной газеты Zaman
15:56 Глава Минфина Украины объяснил, почему Киев не хочет возвращать Москве "политический" долг в 3 млрд долларов
15:32 "Мы вас всех уничтожим": в Германии мусульмане угрожали расправой посетителям бассейна для нудистов
15:24 Сеть "Пятерочка" пожаловалась в ФАС на универсам "Троечка"
15:08 Американского полицейского вынудили уволиться из-за почти сотни случаев секса в рабочее время
14:59 Австралия попросила МВД РФ помочь в расследовании дела против российских бизнесменов
14:53 В Турции назвали число участвовавших в мятеже военных и рассказали про их методы конспирации
14:03 Все больше россиян говорят, что им не хватает средств существования
13:20 Морской котик уснул в женском туалете на кладбище в Австралии (ВИДЕО)

решения FLEXCOM.RU - бизнес объявления - каталог компаний - новости и события

Новости и события NEWS.FLEXCOM.RU © 2003-2020
Информационные технологии от DEV.FLEXCOM.RU
| Правовая информация