Подготовленный Минфином проект основных направлений бюджетной политики на 2014-2016 годы встретил критику не только социального блока правительства. Работодатели и профсоюзы также недовольны: глава Минтруда Максим Топилин сделал вывод, что повышение зарплат бюджетников в той динамике, которую обозначил в своих указах президент, невозможно, сообщает "Газета.ru". А председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков обвинил Минфин в попытке "технического" повышения зарплат бюджетников: "Это обман, обман не только всего трудового народа... но и президента", - кипятился он.
"Ведомости", напротив, пишут, что именно выполнение инаугурационных указов Владимира Путина, в том числе в социальной сфере, стоит в приоритете. Пытаясь справиться с заданными параметрами, во многом между прочим противоречивыми, Минфин предлагает маневр - профинансировать их за счет сокращения расходов на другие статьи бюджета. И неважно, что туда попали здравоохранение, образование и резервный фонд.
За полгода с момента принятия закона о бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов президентские указы "подорожали" на 200 миллиардов рублей, посчитало издание. Из появившихся новых обязательств крупнейшие - это так называемые мегастройки: высокоскоростная железная дорога Москва - Казань (363 миллиарда за три года), федеральная целевая программа развития Дальнего Востока (286 миллиардов), чемпионат мира по футболу 2018 года (80,6 миллиарда рублей).
Помимо ЧМ-2018 и инфраструктурных мегапроектов, запланированный "бюджетный маневр" предусматривает рост расходов на содержание силовиков и повышение зарплат госслужащим. Все это - за счет сокращения расходов на образование и здравоохранение. "Маневр заключается в финансировании "проектов века" за счет сокращения расходов на человеческий капитал", - заключил ведущий научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
Если брать 2014 год, то сокращение расходов на здравоохранение планируется в проекте на 25%, на образование - на 16%, передает "Интерфакс". А вот расходы на национальную оборону вырастут в том же году на 22%, на обслуживание госдолга - на 15%. Наибольшую долю в расходах бюджета составляют расходы на социальную политику, их доля в ближайшие три года будет составлять 27,9%, 27,6% и 28,3% соответственно. Всего рост расходов ожидается в следующем году по семи разделам, снижение также по семи.
Эксперты "Центра развития" ВШЭ в своем традиционном экономическом бюллетене "Новый КГБ" (Комментарий о Государстве и Бизнесе; pdf-формат) резюмирует: "Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2014 год вполне адекватно отражают ухудшение экономической конъюнктуры. А вот темпы роста экономики в 2015-2016 годы в прогнозе Минэкономразвития выглядят слишком оптимистично, что ставит под сомнение прогноз бюджетных доходов на эти годы".