Российское присутствие в банковской системе Кипра впечатляет: согласно большинству оценок, оно составляет 22 миллиарда фунтов. "На долю русских приходится около трети всех депозитов в кипрских банках", - пишет The Financial Times. Это больше, чем валовой внутренний продукт Кипра. Однако отношения между Москвой и Никосией - это не только вопрос финансов, отмечает издание.
Московские деньги играют еще и стратегическую роль. Открытие запасов газа в водах Кипра в сочетании с гражданской войной в Сирии имеют последствия для региональной политики России, говорится в статье, которую цитирует InoPressa.
Опасаясь конкуренции, Москва предложила Кипру финансовую помощь в обмен на частичный контроль над его месторождениями. Кроме того, Россия не исключает использования Кипра в качестве места для своей новой военно-морской базы в случае потери стратегического объекта в сирийском Тартусе, что произойдет в случае падения там режима президента Башара Асада.
"В долгосрочной перспективе эти соображения могут оказаться более существенными в расчетах Москвы, чем образ жизни ее богатых и знаменитых граждан на средиземноморском острове", - пишет автор материала.
Напомним, в середине марта правительство Кипра объявило, что по требованию ЕС собирается ввести единовременный сбор со всех депозитов, размещенных в стране в обмен на миллиарды евро антикризисной помощи. Однако 20 марта парламент Кипра проголосовал против.
Тем не менее в ночь на понедельник "тройка" международных кредиторов одобрила план спасения Кипра, согласно которому один из самых проблемных банков страны - Cyprus Popular Bank (Laiki) - будет ликвидирован. Так называемые "хорошие" активы банка переведут в крупнейший кипрский банк - Bank of Cyprus. При этом владельцы вкладов свыше 100 тысяч евро потеряют, по предварительным данным, до 40% средств, а в случае с незастрахованными депозитами - до 60%. Реорганизация Laiki принесет правительству Кипра 4,2 миллиарда евро.