16:10 22.06.2011 Компания New Russia Growth объявила о создании первого в России фонда мезонинного финансирования. Как говорится в пресс-релизе NRG, инвесторами фонда Volga River Growth стали крупнейшие мировые и российские финансовые институты, в том числе «Европейский банк реконструкции и развития» (ЕБРР) и «Номос-Банк». На данный момент завершен первый этап формирования фонда, его объем составил 120 млн долларов, целевой объем фонда — 250 млн долларов.
Управляющими партнерами фонда стали экс-руководитель кредитного комитета, член правления «МДМ Банка» Олег Машталяр и бывший финансовый директор инвестиционной компании «А1» (входит в «Альфа-Групп») Артур Галстян.
Мезонинное финансирование предполагает предоставление компаниям кредитных линий с обеспечением и незначительной доли в акционерном капитале, которая предоставляется инвестору в виде опциона с заранее оговоренной ценой. В отличие от private-equity фондов, мезонинные фонды не принимают активного участия в операционной деятельности финансируемых компаний и изначально согласны со стратегией, кадровыми и операционными решениями акционеров. Целевая доходность мезонинного фонда в России находится в интервале между стоимостью долгового финансирования (10-12%) и доходности фондов private-equity (45-50%) и составляет 25-35%. На сегодня примерно 20% компаний малой капитализации США и Европы используют мезонинное финансирование в качестве основного источника заемных средств. Объем этого рынка, по данным консалтинговой компании Mercer, в 2010 году составил 500 млрд долларов.
По словам Олега Машталяра, фонд будет сфокусирован на инвестициях в российские компании с устойчивой бизнес моделью, которые нуждаются в средствах для развития бизнеса, но не могут получить долговое финансирование из-за негибкой кредитной политики банков. В 2011 году фонд планирует вложить в российские проекты не менее 80 млн долларов. Компаниям фонд предоставляет кредиты сроком от 3 до 5 лет, получая взамен процентные платежи по ставке 10-14% годовых и миноритарную долю в акционерном капитале.
«В ходе работы в крупных банках и инвесткомпаниях мы часто видели, как перспективные компании не могли получить кредиты из-за излишне формальной кредитной политики, а отдавать фондам прямых инвестиций крупную долю в акционерном капитале были не готовы собственники этих компаний. Именно на такие компании и ориентирован наш фонд», — прокомментировал Артур Галстян.