15:45 30.11.2009 Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что предстоящий конкурс на получение лицензий на новые частоты мобильной связи в России может способствовать появлению нового общенационального оператора в России, возможно в рамках «Связьинвеста» или «Tele2». Как говорится в распространенном сегодня пресс-службой агентства сообщении, оба эти игрока в случае получения лицензии (или, в случае «Связьинвеста», за счет других факторов) могут оспорить доминирующее положение операторов большой тройки — «Вымпелкома», МТС и «МегаФона».
«Выделение новых частот, вероятно, приведет к постепенным изменениям конкурентной среды в российском мобильном сегменте, — приводятся в сообщении слова старшего директора в московской группе Fitch по сектору ТМТ Николая Лукашевича. — Среди мобильных операторов "Связьинвест" и "Tele2" имеют хороший шанс существенно укрепить свою клиентскую базу в России и получить необходимую критическую массу, чтобы стать общенациональными игроками с учетом нового портфеля лицензий».
В начале ноября 2009 года Роскомнадзор объявил о проведении конкурса на получение лицензий на оказание услуг голосовой (на основе IP) и широкополосной мобильной связи с охватом 40 регионов (из 83 субъектов Российской Федерации). Операторы получат частотный ресурс величиной в 30 МГц в диапазоне 2300-2400 МГц в каждом из регионов. Конкурсы будут проводиться отдельно по каждому региону в целом на одинаковых условиях. «Лицензионные платежи установлены на незначительном уровне в 1 млн рублей за регион, а минимальные требования к капитальным вложениям на уровне 4,77 млрд рублей (около 165 млн долларов) по всей покрываемой территории являются необременительными и вряд ли будут оказывать существенное влияние на левередж», — говорится в сообщении рейтингового агентства.
Fitch отмечает, что «Tele2» является единственным оператором в России, который полагается на модель дискаунтера и имеет возможность воспользоваться этой нишей в большинстве из 22 новых регионов, которые новая лицензия может открыть для компании, главным образом, на юге России, в Поволжье и на Дальнем Востоке. Это территории, где большинство клиентов, скорее всего, будут чувствительными к ценам и где ниша дискаунтера остается в значительной степени незадействованной, поскольку небольшие региональные операторы, как правило, не имеют достаточного масштаба и опыта, чтобы предложить действительно привлекательное сочетание стоимости и цены. Пока, бизнес-модель Tele2 является очень успешной в тех регионах, где ведет деятельность компания. По оценкам компании, ее доля рынка в существующих 17 регионах составляет 37% в сравнении с 22% у наиболее близкой сопоставимой компании «Вымпелком». Согласно отчетности, «Tele2» имела сильную маржу EBITDA в 40,5% в III квартале 2009 года, и руководство стремится довести ее до значения в середине между сорока и пятьюдесятью в среднесрочной перспективе.
«Хотя "Связьинвест" публично не выражал заинтересованности в участии в конкурсе и в настоящее время рассматривает другие возможности роста в сегменте мобильной связи, Fitch считает, что "Связьинвест" имеет экономические стимулы для участия, даже если только для того, чтобы занять частоты и, таким образом, отрезать конкурентов от получения дополнительных частот», — говорят аналитики агентства.
Fitch отмечает, что вероятный объект для приобретения «Связьинвестом» в ближайшей перспективе — «Скай Линк» — имеет портфель неиспользуемых лицензий GSM и обладает сильными позициями для получения лицензий в диапазоне 1 900 МГц для своей услуги CDMA 3G. «Хотя это делает участие в конкурсе на частоты 2 300-2 400 МГц менее приоритетным, Fitch отмечает, что условия данного конкурса не содержат каких-либо финансовых штрафов за невыполнение требований по развертыванию деятельности. Поэтому, даже если лицензия будет в конечном итоге отозвана, ущерб будет ограничен незначительной суммой в 1 млн рублей (приблизительно 35 000 долларов) на регион», — полагают в агентстве.
«Условия конкурса являются благоприятными для традиционных операторов фиксированной связи (все из которых контролируются "Связьинвестом") и, в меньшей степени, для мобильных игроков меньшего размера, не имеющих лицензий 3G, включая "Tele2". Для операторов большой тройки, все из которых имеют спектр 3G в портфеле, участие в конкурсе сильно затруднено, и это создает возможности для других игроков», — заключают в Fitch Ratings.