FLEXCOM.RU | БИЗНЕС ОБЪЯВЛЕНИЯ | КАТАЛОГ КОМПАНИЙ | НОВОСТИ | ВАКАНСИИ/РЕЗЮМЕ | ВОПРОСЫ/ОТВЕТЫ |
| |||
| |||
|
11:45 9.04.2009 Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» и консалтинговая компания «Бауман Инновейшн» представили итоги мартовского совместного мониторинга, посвященного изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. Несмотря на продолжившееся в марте падение спроса и острую нехватку финансовых ресурсов, прогнозов дальнейшего ухудшения состояния бизнеса становится меньше. По сравнению с началом года все больше компаний полагают, что ситуация в ближайшее время кардинально меняться не будет. На сегодняшний день доля компаний, которые характеризуют свое состояние бизнеса как хорошее (21%), меньше доли компаний, дающих негативную оценку (30%). Остальные компании предпочли формулировку «ни хорошо, ни плохо». По итогам трех месяцев мониторинга 2% респондентов выбыли из линейки опроса: компании отказались участвовать в мониторинге в связи с критическим изменением ситуации в собственном бизнесе. Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит чуть менее удручающе, чем в начале года, когда к ухудшениям готовились около половины опрошенных компаний: в марте компаний, дающих негативные прогнозы, оказалось 32%. До 41% (по сравнению с 26% в начале года) увеличилась доля компаний, считающих, что особых изменений в их состоянии в ближайшее время не произойдет. Количество оптимистов по сравнению с началом года практически не изменилось: по итогам мартовского мониторинга 27% опрошенных ждут улучшений уже через месяц. Около половины компаний (46%) продолжают отмечать падение спроса на свою продукцию (в начале года таких компаний было 63%). Как «неизменную» ситуацию со спросом охарактеризовали 39% опрошенных (в начале года — 24%). Вместе с тем, с начала года стабильно 2/3 компаний оценивают текущий размер спроса как «умеренный» (43%) или «высокий» (20%). Увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (с начала года около половины респондентов по-прежнему испытывают сложности). По-прежнему серьезные проблемы сохраняются в сфере заемного финансирования: на сегодняшний день для 2/3 компаний привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями (40%) или «практически невозможно» (28%). С начала года наблюдается значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков: за последний месяц его отметила половина опрошенных компаний (для сравнения лишь 8% опрошенных компаний отметили снижение цен поставщиков). На сегодняшний день «достаточно высокими» или «очень высокими» цены поставщиков назвали 39% респондентов, 55% компаний считают цены своих поставщиков «умеренными». При этом среди компаний-респондентов на понижение отпускных цен идет одна из пяти компаний (22%), зато о повышении цен заявили 28% респондентов. Незначительные позитивные изменения отмечаются на рынке кадровых ресурсов: сегодня подобрать персонал для 38% компаний не представляет труда (в начале года эта цифра составляла 33%). Вместе с тем найти персонал остается по-прежнему сложно примерно для трети респондентов (35%). Более доступной становится недвижимость: подбор помещений для бизнеса не вызывает никаких сложностей у 35% респондентов. Вместе с тем, проблемы с помещениями остаются достаточно острыми для трети опрошенных компаний. 12% компаний говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов: при этом давление на бизнес за последний месяц усилилось. 11% компаний испытали на себе противоправные действия налоговых органов. Давление со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 4% респондентов. На высоком уровне остается активность рейдеров: 13% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последний месяц и почти половина из них отмечают, что ситуация ухудшается. С начала года более половины опрошенных предпринимателей регулярно отмечают падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем, в настоящее время на сокращение зарплат и персонала решается менее трети респондентов (29% и 26% соответственно). Почти треть компаний (28%) планирует повышение цен. 30% респондентов имеют задолженности, чаще перед поставщиками. Объем задолженностей растет. В структуре задолженностей все больше неуплаченных налогов (40%). В рейтинге актуальности проблем бизнеса в кризисный период лидирует (респондентам предлагалось выбрать три ключевые проблемы из списка) «падение спроса» (отмечено 49% респондентов). На втором месте — «дефицит финансовых ресурсов» (46%), на третье место поднялась проблема, связанная с «неплатежами со стороны покупателей» (28%). По сравнению с началом года в 2 раза возросла актуальность проблемы, связанной с «требованиями и проверками со стороны регулирующих органов»: если в начале года лишь каждый 20-й респондент отмечал ее в качестве одной из трех, ключевых для своего бизнеса, то в мартовском мониторинге эту проблему отметил уже каждый 10-й. Опрос показал, что отрасли по-разному реагируют на кризис. Так, по итогам трех месяцев мониторинга предприятия торговли, производства и бытовых услуг главной проблемой назвали спад спроса на продукцию/услуги. Дефицит финансов поставили на 1 место среди проблем предприятия сельского хозяйства, общественного питания, строительной и транспортной отрасли. А для сферы ЖКХ важнее других проблем неплатежи покупателей. Структура приоритетов компаний практически не меняется. Около 60% опрошенных компаний (здесь респондентам также было предложено выбрать три позиции из списка возможных мер) основной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить «гибкость»: изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (23% и 14% соответственно). Такие «непопулярные» меры, как сокращение зарплат, сокращение персонала или снижение объемов выпуска, планируют 18%, 12% и 8% соответственно. 13% компаний предполагают пойти на снижение цен. 25% предприятий хотят привлечь заемные средства для поддержания или развития своего бизнеса. Малый и средний бизнес ждет от правительства целевых антикризисных мер (респондентам предлагалось выбрать три приоритета из списка возможных мер). По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые «каникулы» (49%), развитие кредитования МСП (49%) и «замораживание» тарифов (40%). Все более популярными становятся ожидания предпринимателей, связанные с повышением доступности госзаказа (30%), снижением административного давления (24%) и ставок за аренду государственного и муниципального имущества (21%). «Мартовский мониторинг наглядно демонстрирует – за несколько месяцев малому бизнесу удалось «приноровиться» к новой ситуации, неслучайно, ожидания и прогнозы предпринимателей стали менее пессимистичными. Но это не означает, что проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с кризисом, разрешатся сами собой. Мы по-прежнему ожидаем от правительства решительных и выверенных действий. В противном случае, тренд может смениться на негативный», — отметил президент «Опоры России» Сергей Борисов.
Мониторинг — проект, призванный отслеживать изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении компаний МСБ, и реакцию компаний на эти изменения. На протяжении всего 2009 года руководители 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно будут отвечать на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности. Есть мнение по теме? Оставьте Ваш комментарий. |
решения FLEXCOM.RU - бизнес объявления - каталог компаний - новости и события |
|