13:00 29.01.2007 Проблема управления кредитным риском остается главным ограничителем развития системы образовательного кредитования. Именно здесь государство должно оказывать помощь коммерческим кредиторам. Об этом в понедельник в ходе заседания международного "круглого стола" "Международный опыт государственной поддержки образовательного кредита" заявил зампред Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
Главная проблема создания массовой системы образовательных кредитов - распределение кредитного риска, убежден Аксаков. С точки зрения банка сохранение за ним 90% кредитного риска не отменяет необходимости привлечения поручителей (двух и более). Таким образом получателями кредитов становятся не студенты, а их родители, которые подтверждают свою платежеспособность текущими зарплатами, либо закладывают квартиру. Таким образом проблема доступности образования никак не решается.
По мнению Аксакова, для построения системы образовательного кредита необходимо использовать опыт ипотечного кредитования. Во главе этой системы может стоять орган похожий на АИЖК (американская модель) или госбанк развития (немецкая модель). При этом в американской модели секьюритизация портфелей одновременно решает обе проблемы – происходит передача кредитных рисков инвесторам в ABS и рефинансирование на рынке ценных бумаг. В германской модели кредитные риски принимает на себя госбанк развития. Он же осуществляет рефинансирование, поскольку имеет рейтинг "AAA" и может занимать дешевые деньги на рынке капитала.
Как напомнил Анатолий Аксаков, в августе прошлого года Правительство РФ одобрило проект Концепции государственной поддержки образовательного кредитования, подготовленный Минобрнауки. В течение 2007 — 2010 годов будет проведен эксперимент по предоставлению такой поддержки.
Согласно Концепции, будут выдаваться три вида образовательных кредитов. Основной кредит студенты будут получать для оплаты обучения в вузах. Сумма этого кредита составит 140 тысяч рублей в год. Второй вид кредита — дополнительный, предназначенный для получения студентами дополнительного образования. Его сумма определена в 70 тысяч рублей в год. Третий вид кредита — сопутствующий. Студенты могут получить его для оплаты сопутствующих расходов — на проживание. Размер такого кредита, как ожидается, составит в среднем 4,5 тысяч рублей в месяц.
Разработка и экспериментальная апробация механизмов государственной поддержки образовательного кредитования предусмотрены Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года в рамках приоритетного направления "Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования".