“16 ноября арбитражный суд Ростовской области запретил торгцентру "Горизонт" использовать в вывеске слово "Мегацентр", поскольку она до степени смешения повторяет товарный знак "Мега", принадлежащий Ikea”, — рассказала Екатерина Тиллинг, адвокат юридической фирмы “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” (представлявшая интересы Ikea в суде). Она пояснила, что для разрешения данного спора наибольшее значение сыграло мнение потребителей. “Проведенный социологический опрос показал, что покупатели реально смешивают торговые центры, считая, что они принадлежат одной торговой сети, а это не соответствует действительности”, — сказала Тиллинг. Суд первой инстанции запретил ответчику дальнейшее использование обозначения, обязал демонтировать вывеску и выплатить компании Ikea денежную компенсацию в размере 100 000 руб. Дан Полонский, генеральный директор “Горизонта”, слышал о решении суда, но комментировать ситуацию и дальнейшие действия своей компании отказался. “Обсудим в конце недели, после получения решения суда”, — сказал он.
Судебные разбирательства у владельцев “Горизонта” вошли в привычку. Компания уже ведет тяжбу с торговой сетью “Мир”, которая продолжает доказывать свое право быть единственным продавцом бытовой электроники в “Горизонте”. “Мир”, как совладелец ТРЦ, обратился в суд после того, как руководство “Горизонта” без согласования с сетью подписало договор с другим розничным торговцем — ООО “Медиа-Маркт-Сатурн”, российской “дочкой”, входящей в Metro AG сети MediaMarkt.
Эксперты не припомнили случаев судебных побед компаний, ведущих тяжбы из-за вывесок. Несколько лет назад московская розничная сеть “Копейка” безуспешно попыталась оспорить в суде правомерность названия питерской сети “Народная копейка всегда”, напомнил Вадим Усков, глава юридической конторы “Усков и партнеры”. Москвичи уповали на то, что первыми приобрели право на словесный товарный знак “Копейка”, и потребовали от своих коллег из Северной столицы сменить название. Петербуржцы отказались: они тоже успели зарегистрировать комбинированный знак “Народная копейка всегда”, включающий изображение кота с копейкой в лапах. А в июне 2005 г. фармацевтический ритейлер — “03 Аптека” попыталась через арбитражный суд Москвы запретить компании “Аптечная сеть О3” использовать зарегистрированное в Роспатенте обозначение “О3” в сочетании со словом “аптека”. Причиной спора стало обозначение, которое присутствовало на вывесках сразу двух аптечных ритейлеров: у одного оно читается как “ноль-три”, у второго — как “о-три”. Однако проведенная экспертиза показала, что обозначения, используемые на вывесках, нельзя признать сходными до степени смешения.