На прошлой неделе Россию посетили несколько топ-менеджеров французской сети Carrefour. Примечателен не столько сам факт приезда французов в Россию, сколько нескрываемый интерес, проявленный ритейлерами к российским регионам: они изучали Петербург, проехали по югу России, а в Тюмени обсудили с главой региона возможности развития в Сибири. По мнению экспертов, интерес к регионам глобального ритейлера номер два неслучаен. Оперативно занять существенную долю столичного рынка сложно, говорят аналитики и не исключают, что глобальные операторы, планирующие в Россию в 2007-2010 годах, будут заходить на рынок не через Москву, а через малоосвоенные регионы.
Представители Carrefour - председатель совета директоров Carrefour Люк Вандельвельд и гендиректор группы в Европе Жозе Мария Фолаш - повели себя совершенно нетипично для эмиссаров глобальных ритейлеров, интересующихся российским рынком. В большинстве случаев такие визиты тщательно скрываются: ритейлеры встречаются с глобальными поставщиками, те инкогнито провозят их по магазинам потенциальных конкурентов. Контакты с властями, местными операторами по минимуму, с журналистами и вовсе никаких. Так, например, поступает Wal-Mart.
Менеджеры компании уже не менее пяти-шести лет регулярно посещают Москву, встречаются с представителями Pepsico и Unilever, однако за это время своего присутствия в Москве не раскрывали. Французы же не только встретились с мэром Тюмени и губернатором области, но выступили перед журналистами. По их словам, Carrefour рассматривает возможности инвестирования в 20 российских городах. "Мы планируем одновременно входить как в столицы, так и провинции",- заявил Фолаш.
Глобальные ритейлеры все больше интересуются российскими регионами. IKEA еще в 2005 году обнародовала планы открыть более 15 ТРК "Мега" в регионах, "Ашан" планирует открываться в Санкт-Петербурге, компания OBI несколько лет ищет партнеров для открытия магазинов за пределами московского региона.
Однако эти операторы заговорили о региональной экспансии, лишь открыв по три-четыре магазина в столице. Между тем два года назад на рынке появились операторы, для которых присутствие в Москвене является определяющим. Первым ритейлером, решившим проигнорировать Москву, стала французская сеть Intermarche.
В 2003 году стало известно, что сеть планирует осваивать Татарию. По данным консалтинговых компаний, близких к проекту, Intermarche вела переговоры с казанской компанией "Татгазинвест", строившей торгцентр "Мега дом". По словам чиновника республиканского правительства, девелопер строил объект "под стандарты Intermarche", кроме того, французы присматривали площадки в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. Однако позже французы отложили экспансию в Россию.
Тем не менее Intermarche показала другим операторам, что Россия ограничивается не только Москвой. В 2005 году британская группа Kingfisher, планирующая развивать в России сеть DIY Castorama, заявила, что будет заходить в Россию, минуя Москву. Первый магазин открылся в апреле в Самаре. Следующие, по словам директора по внешним связям Kingfisher Андрея Мэдоу, откроются в Петербурге. Тогда же в Россию пришел немецкий продавец бюджетной" одежды Takko.
Компания пошла по пути Intermarche: открыла два магазина площадью 600-650 кв. м в Казани, позже один в Петербурге. По словам сотрудника, просившего об анонимности, в ближайшее время компания планирует расширяться в Северной столице, планов в Москве нет. Число глобальных ритейлеров, развивающихся в России минуя Москву, будет расти, предсказывает вице-президент корпорации Sela Аркадий Пекаревский. "Если компания планирует накрыть сетью всю страну, какая разница, откуда она начнет развиваться? Сейчас в Москве при такой плотности крупных операторов легко потеряться. Если же развиваться в регионах, где сеть будет самым заметным игроком, шансы стать общеизвестным брэндом гораздо выше",- говорит он.
Представители Carrefour, выступая в Тюмени, оговорились, что решение о выходе на российский рынок еще не принято и поездка по регионам носит исключительно ознакомительный характер. Тем не менее некоторые эксперты не исключают, что французы могут последовать путем Castorama или Takko. "В Москве уже довольно велика конкуренция, чтобы выйти и сразу занять заметную долю рынка, Carrefour необходимо купить кого-то из действующих операторов. В противном случае компания получит два-три участка где-нибудь на МКАД и совершенно точно потеряется",- говорит аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.
Гендиректор компании "РАО консалтинг" Александра Славянская полагает, что идти через регионы на Москву, а не наоборот - оправданно. "Та же Тюмень- неплохая площадка для старта. Рынок свободней, чем в Москве, при этом доходы на 40-50% выше, чем в среднем по России. С логистикой проблем не будет - до Екатеринбурга всего 350 км. Кроме того, Тюмень кормит север нефтяной Сибири (Сургут, Нижневартовск) - на уик-энд нефтяники приезжают в город за покупками и развлечениями. Впрочем, площадок и без Тюмени много - Западная Сибирь, Черноземье и т. д. Стоит идти в любой город, где есть сырьевые предприятия, это гарантия, что город развивается. Между тем у столичных операторов ресурсов на освоение этих регионов еще несколько лет не будет. Беспроигрышная тактика: тихо и незаметно для конкурентов укрепиться в их "тылах" и через тричетыре года войти в Москву",- размышляет она.
Участники рынка отмечают, что такую схему уже освоили российские торговцы. Например, сеть магазинов электроники "Эльдорадо" - крупнейший оператор в своем секторе. Открыв в регионах более 100 магазинов, компания вошла в Москву только в 2002 году, купив сеть "Диал Электроникс". Пекаревский из Sela отмечает, что его компания также пришла в Москву, уже имея магазины более чем в 10 регионах. "Мы и до открытия офиса в Москве запускали по 50-80 магазинов в год. Показатели первых магазинов в столице не оправдали наши ожидания",- вспоминает он.