Генпрокуратура возбудила уголовное дело по итогам проверки следственным комитетом МВД деятельности ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" ("Красэйр"), возглавляемого Борисом Абрамовичем. Суть претензий силовиков не раскрывается - известно лишь, что речь якобы идет о мошенничестве в особо крупных размерах.
"К нам пришел запрос прокуратуры Красноярского края о структуре акционерного общества "Красэйр", - заявил "Коммерсанту" замначальника красноярского управления Федеральной антимонопольной службы Олег Харченко. - Нужна ли эта информация в рамках какого-то дела или проводится предварительное следствие, мне неизвестно".
Большинство участников рынка полагают, что уголовное дело носит скорее политический характер и связано с планами менеджмента и частных акционеров компании по созданию объединенной авиакомпании на базе AiRUnion. Проект получил предварительное одобрение в администрации президента, однако против предложенной схемы приватизации, при которой государство лишится контроля в "Красэйре" и "Домодедовских авиалиниях" (основные активы AiRUnion), неоднократно высказывалось Росимущество.
Проект предполагает, по сути, образование нового АО, доли в котором были бы оплачены пакетами авиакомпаний-участников альянса и распределены в соотношении 60% к 40% не в пользу государства, но с двукратным увеличением капитализации в течение нескольких лет. "При этом инициатива "Красэйра" противоречит плану "Аэрофлота" по консолидации госактивов на его базе, а "Аэрофлот" пользуется в администрации президента не меньшей поддержкой, чем "Красэйр", - пояснил один из источников газеты.
Напомним, что "Красэйр" упоминался в документах к заседанию совета директоров, посвященных допэмиссии акций ОАО "Аэрофлот" и оплате этой эмиссии госпакетами крупнейших отечественных авиаперевозчиков. Совет директоров "Аэрофлота" возглавляет помощник президента РФ Виктор Иванов.
Впрочем, источники называют и другие версии возникновения претензий к "Красэйру" со стороны Генпрокуратуры. Первая касается нарушений интересов государства при выпуске облигаций ООО "ЭйрЮнион", дочерней компании "Красэйра", в размере 1,5 млрд рублей. Речь идет о решениях прошлогоднего собрания акционеров АО, одобривших ряд сделок, связанных с выпуском облигаций. Росимущество оспорило их в арбитраже, указав, что они были приняты без учета мнения госсобственника, который, как считают юристы "Красэйра", является заинтересованной стороной и не мог участвовать в голосовании. По другой версии, следователей интересует имущество на балансе "Красэйра" и его передача в преддверии готовящегося разделения АО на аэропорт и авиакомпанию. Наконец, согласно еще одной версии, у силовиков могли возникнуть вопросы к расходованию бюджетных средств на ремонт и реконструкцию аэродромной инфраструктуры в красноярском аэропорту Емельяново.
"Красэйр" занимает пятое место среди российских авиакомпаний по объемам перевозок. В 2005 году перевезено 1,8 млн пассажиров. 51% акций - в госсобственности, более 33% - у юридических лиц, дружественных братьям Борису (гендиректор) и Александру (его первый заместитель) Абрамовичам. Компания возглавляет авиаальянс AiRUnion, в который входят авиакомпании "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс".