Беспрецедентный рост мировых цен на золото - 26% с начала года - привел к удорожанию ювелирной продукции для конечного потребителя. Цены на изделия из золота в ювелирных магазинах поднялись на 10-15%, и в ближайшее время рост может дойти до 30%. Чтобы предотвратить падение продаж, владельцы ювелирных сетей усилят рекламную активность.
На днях Всемирный золотой совет (World Gold Council) опубликовал отчет, в котором констатировал снижение потребительского спроса на ювелирные изделия в первом квартале 2006 года на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причиной послужил невиданный за последние 26 лет рост цен на основное ювелирное сырье - золото и серебро, вызванный падением доллара и снижением объемов добычи золота во всем мире.
По оценкам главного аналитика департамента казначейских операций Росбанка Павла Супрунова, наиболее интенсивный рост цен на золото и серебро произошел в первом квартале 2006 года: золото подорожало на 26%, серебро- на 48%. В связи с падением доллара увеличился инвестиционный спрос на металлы, отмечает Супрунов. У доллара и золота традиционно обратная корреляция, указывает эксперт: чем дешевле американская валюта, тем выше цена золота и серебра. Доллар перестал быть надежной резервной валютой, поэтому консервативные инвесторы начали активно скупать золотые слитки.
Скачку цен на золото в немалой степени способствовало намерение Китая конвертировать часть своих валютных запасов в золото: недавно власти Китая объявили, что увеличат объем золотых резервов с 1% до 10%, потратив на это около $600 млрд. "Перспектива масштабной скупки золота со стороны Китая также послужила поводом для галопирующего роста цен. И привела к росту популярности золота среди инвесторов",- замечает заместитель гендиректора Алмазной биржи Анатолий Ситников. В первом квартале снизились закупки золота со стороны зарубежных ювелирных компаний. Это говорит о том, что производители ожидают снижения спроса на свою продукцию, добавляет Ситников.
Рост цен на золото на мировом рынке вызвал нешуточные изменения на российском рынке ювелирных изделий: его участники прогнозируют падение потребительского спроса и уже сейчас констатируют снижение объемов продаж. Руководитель крупной сети ювелирных магазинов на условиях анонимности рассказал, что в его сети продажи в апреле-мае упали на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "За последние три месяца цены на золото-сырье выросли на 30%. Поставщики уже подняли цены на 10-15%, и в целом изделия в наших магазинах могут подорожать на 30%",- посетовал собеседник.
Серьезной коррекции цен в своих магазинах ожидают и другие представители ювелирной розницы. "Сырье дорожает очень быстрыми темпами, с начала года произошел рост почти на 40%,- соглашается коммерческий директор компании "Алмаз-холдинг" Сергей Тихонов.- Пока мы, будучи производителями и продавцами, подняли цены на изделия на 10%. К серьезному падению продаж это не привело - сейчас не пиковый сезон для покупки ювелирных украшений. Но если цены на конечную продукцию будут расти в прямой пропорции ценам на сырье, то картина сложится неблагоприятная".
Большинство опрошенных участников ювелирной розницы придерживаются того же мнения. Рост цен может привести к консолидации участников рынка розничной торговли ювелирными изделиями, предполагают эксперты. "Возможно, в количественном выражении продажи начнут падать. Но компании найдут способы преодолеть кризис: будут усиливать производство и продажи изделий с камнями (на рынке драгкамней ценовая ситуация более стабильна), делать вставки из других металлов",- сохраняет оптимизм коммерческий директор ювелирной компании "Эстет" Михаил Хрычев.
Позитивное влияние ценовой лихорадки на продажи в своей компании отметил лишь гендиректор сети "Центр Ювелир" Сергей Алхазов. Он сообщил, что за последние два месяца в сети был зафиксирован беспрецедентный рост продаж: в мае товарооборот компании увеличился на 170% по сравнению с маем 2005 года, а в апреле - на 138%. "Причины объективны: у населения растут доходы. К тому же на популярность ювелирных изделий влияет стремление населения уберечь свои сбережения от инфляции",- считает Алхазов. Чтобы предотвратить сильное падение продаж, участники ювелирной розницы намерены увеличить рекламную активность. "Ювелирные изделия из золота следует рекламировать как наилучший способ инвестирования",- полагает Михаил Хрычев из "Эстета". Участники Российской гильдии ювелиров обещают в следующем месяце подготовить пакет совместных решений при надвигающемся кризисе сбыта, сообщил пресс-секретарь гильдии Владимир Тесленко. "Не исключено, что одним из таких решений станет реклама инвестиционной привлекательности ювелирных изделий",- добавил он.
Помочь ювелирным ритейлерам удержать цены на свои товары решили законодатели: депутаты налогового комитета Госдумы предлагают освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) продажу частным лицам золотых украшений и драгметаллов в слитках. Инициатива продиктована стремлением чиновников повысить популярность инвестиций в ювелирные изделия со стороны населения. В данный момент проект поправок находится на рассмотрении Госдумы. Ожидается, что поправки, отменяющие НДС на реализацию драгметаллов и ювелирных изделий населению, будут приняты уже осенью и вступят в силу с 1 января 2007 года.