14:20 26.05.2006 С 13 по 14 мая этого года Исследовательский консорциум, объединивший Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), "Национальное агентство финансовых исследований" (НАФИ) и "Центр развития", провели исследование рынка кредитов населению. Было опрошено 1 600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Согласно опросу, на фоне быстрого роста объема кредитов населению (на 9% за квартал) эффективность работы банков на рынке потребительского кредитования в целом снижается. Главной причиной этого является просроченная задолженность, прирост которой за квартал составляет все большую долю от доходов от потребительского кредитования (18% за первый квартал текущего года, против 11% за первый квартал 2005 года и 7% за первый квартал 2004 года соответственно).
Наиболее распространённая среди россиян цель получения кредита – на покупку аудио-, видео- и бытовой техники, телефонов; её указывают 43% респондентов, бравших кредит. Немало и тех, кто берут кредит "на неотложные цели" и приобретение мебели (по 13–14%). Реже кредит используется на ремонт квартиры или дома, покупку автомобиля, компьютерной техники, недвижимости (по 5–7%), образовательные, медицинские и другие услуги (3%). Для покупки акций, облигаций и других ценных бумаг кредитом пользуются менее 1% опрошенных.
Получение кредита для ремонта квартиры или дома наиболее популярно в Москве и Санкт-Петербурге (15%), для приобретения недвижимости – в малых городах (11%), компьютерной техники – в столицах и крупных городах (8–9%), образовательных, медицинских и других услуг – в сёлах (7%). Качество кредитов, выдаваемых на приобретение недорогих товаров и услуг, ниже, чем у кредитов на покупку автомобилей, недвижимости, дорогой бытовой техники.
Более половины пользовавшихся кредитом опрошенных (59%) оформляли в последний раз кредит на покупку в магазине, более трети (38%) – в банке.
Сумма кредита в большинстве случаев (63%) не превышает 1 000 долларов США (39% брали кредит или оформляли покупку в кредит на сумму до 500 долларов и ещё 24% – 501–1 000 долларов). Сумму 1 001–3 000 долларов указывают 15% респондентов, 3 001–5 000 – 6%. Свыше 5 000 долларов брали в кредит 11% опрошенных, в их числе свыше 25 000 – лишь 3%. Чем хуже респонденты оценивают своё материальное положение, тем, как правило, меньшими суммами кредитования они пользуются.
В опросе использовалась отчетность и рекламная информация по 38 российским банкам – лидерам рынка кредитования населения.