Вслед за производителями алкоголя с проблемами из-за отсутствия новых акцизных марок столкнутся импортеры. С 1 апреля им запрещено ввозить продукцию с марками старого образца. Несмотря на то что Федеральная таможенная служба (ФТС) на прошлой неделе начала выдавать новые марки, участники рынка опасаются, что их продукция будет "вымыта" из розницы. Но с большим пессимизмом импортеры ждут 1 июля, когда им будет запрещено продавать алкоголь с марками старого образца. Свои возможные потери они оценивают в $800 млн.
Спустя три месяца после остановки производства российскими ликероводочными заводами (ЛВЗ) из-за отсутствия акцизных марок нового образца с аналогичной проблемой столкнулись иностранные компании.
Напомним, с 1 апреля вступают в действие положения новой редакции закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта" для импортеров: им запрещено ввозить в страну продукцию со старыми акцизными марками, а новые ФТС начала выдавать лишь на прошлой неделе.
Процесс получения акцизной марки выглядит так: импортер направляет заявку на ее получение в ФТС и переводит деньги на счет таможенной службы (стоимость одной марки составляет 1,3 руб.). Затем заказ импортера направляется в Гознак, где печатаются марки, после чего ФТС наносит на марку информацию о продукции и ее производителе.
Итолько после этого марка попадает на иностранный ЛВЗ, где наклеивается на бутылку.
"В среднем срок с момента заказа марки и попадания продукции в розницу составляет три месяца. За это время продукция будет "вымыта" из розницы",- отмечает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР, объединяет крупных дистрибуторов вина) Вадим Дробиз. "Ввозить продукцию со старыми марками мы могли до 1 апреля, но получали-то их до Нового года.
Марки нового образца начали выдавать в конце марта, все это время мы простаивали",- констатирует директор по внешним связям комитета производителей алкогольных напитков Европейского делового клуба (объединяет крупнейших западных производителей элитного алкоголя) Александр Романов.
Участники рынка полагают, что новые правилаотразятся на производителях недорогого алкоголя, в первую очередь вина.
"Оборачиваемость у элитной продукции дольше, поэтому из розницы может исчезнуть только небольшая ее часть. А вот у производителей недорогого вина возникнут серьезные проблемы",- отмечает Дробиз из СУАР. "Производители крепкого алкоголя серьезно подготовились, сделали большие стоки, а вот импортеры вина не ожидали подобной ситуации, поэтому дефицит их продукции возможен в ближайшее время",- отмечает коммерческий директор ГК "Вестор" (крупный дистрибутор алкоголя) Татьяна Савинова.
"Перед Новым годом мы ввезли большие партии алкоголя, с Нового года продукцию не ввозим. До конца апреля ее хватит, но потом по ряду позиций будет непросто работать",- сетует заместитель гендиректора Diageo Distribution (виски Johnnie Walker, ликер Baileys и др.) Андрей Кравец. Запасов у крупнейшего импортера украинской Nemiroff хватит на три-четыре месяца, об этом рассказала PR-директор компании Наталья Коновалова агентству "Интерфакс".
Однако самых серьезных проблем импортеры алкоголя ждут не с апреля, а с 1 июля, когда будет запрещена розничная продажа алкоголя со старыми марками. "Самое неприятное произойдет в начале мая, когда несетевая розница перестанет брать алкоголь на реализацию. Они всегда перестраховываются за два месяца до очередных проблематичных сроков. А это 60% всех продаж",- говорит Татьяна Савинова. По оценкам СУАР, это приведет к потерям в $800 млн. "Если сроки реализации не будут продлены, то у многих производителей останутся стоки",- отмечает Кравец из Diageo Distribution. В таком случае правительство получит судебные иски, поэтому рынок ждет пролонгирования сроков, отмечает он. Как рассказал один из участников рынка, на этой неделе президент Владимир Путин встретится с профильными министрами, где среди прочих проблем на алкогольном рынке будет рассмотрено продление сроков хождения марок старого образца.