Черный список ненадежных и небезопасных иностранных авиакомпаний, доступ которым закрыт в воздушное пространство всех стран - членов Евросоюза, впервые появился на интернет-сайте Еврокомиссии. Официально он вступит в силу в пятницу, после публикации в печатном органе Еврокомиссии Official Journal. Однако названия ровно 100 авиакомпаний, полностью или частично отлученных от европейского неба, уже известны.
"Анализ этого списка приводит к выводу, что наибольшая опасность для европейских пассажиров исходит из Африки. Пять стран Черного континента подверглись тотальному запрету на полеты в Европу. Впрочем, все попавшие в список компании могут обойти запрет, если будут использовать самолеты и экипажи, арендованные у других, надежных авиаперевозчиков", - отмечает "Время новостей".
К составлению общеевропейского черного списка авиакомпаний власти ЕС подтолкнули случившиеся в 2005 году авиакатастрофы в Греции и Колумбии с многочисленными человеческими жертвами. В январе 2006-го вступила в силу норма ЕС 2111/2005, предоставившая Еврокомиссии право запрещать или ограничивать на территории союза деятельность небезопасных авиакомпаний.
Для начала комиссия запретила полеты 97 компаний и ограничила три. Опубликованный вчера список открывает северокорейская Air Koryo. Азиатский континент представлен в списке также национальной афганской авиакомпанией Ariana и таиландской Phuket Airlines. Из стран СНГ в список попали две республики: Казахстан и Киргизия. От каждой запрещены по две небольшие компании.
Однако львиную долю отлученных от европейского неба составляют африканские перевозчики. Еврокомиссия запретила летать в Европу абсолютно всем авиапредприятиям, зарегистрированным властями Демократической Республики Конго (бывший Заир), Экваториальной Гвинеи, Либерии, Свазиленда и Сьерра-Леоне. 83 компании из этих пяти стран запрещены еще и "поименно". Впрочем, составители списка не ручаются за реальное существование всех перечисленных компаний. "Все усилия были приложены для того, чтобы точно идентифицировать все компании, включенные в список ЕС, - говорится в пояснительной записке к документу. - Тем не менее абсолютно точная проверка всех случаев оказалась невозможной из-за полного отсутствия информации, касающейся некоторых авиалиний, которые, возможно, действуют на грани международно-признанных норм авиации или же полностью вне их рамок. Следовательно, нельзя исключить, что существуют добросовестные компании, действующие под той же торговой маркой, что и любая из компаний, включенных в список".
Публикация черного списка названа в сопроводительной записке "лишь первым шагом в правильном направлении". Еврокомиссия пообещала продолжить наблюдения за авиакомпаниями и национальными авиационными администрациями разных стран с тем, чтобы гарантировать их приверженность международным нормам безопасности полетов. Черный список будет обновляться по мере необходимости.