15:47 23.11.2005 Группа компаний «Связной» ликвидировала свое подразделение оптовых продаж сотовых телефонов и аудиотехники «Максус». Компания объясняет это решение неприбыльностью бизнеса и желанием сконцентрироваться на розничных продажах. Эксперты полагают, что вслед за «Связным» другие участники рынка откажутся от оптовых продаж.
О том, что группа компаний «Связной» упразднила оптовое подразделение «Максус», рассказала пресс-секретарь компании Елена Ноготкова. По мнению участника рынка, попросившего об анонимности, толчком к закрытию подразделения стало решение Федеральной таможенной службы бороться с контрабандным ввозом техники. «Скорее всего, решение закрыть „Максус” было принято после проверки группы таможней и ОБЭП»,— полагает собеседник.
У «Связного» другая версия. По словам Ноготковой, в 2004 году группа прошла реструктуризацию. Теперь в «Связном» 11 подразделений, однако отдела по оптовым продажам «Максус» больше не существует. «Мы отказались от этого вида деятельности из-за его неприбыльности и намерены сосредоточиться на розничных продажах»,— пояснила Елена Ноготкова. По данным Агентства мобильного маркетинга, ранее «Максус» входил в группу лидеров по оптовым продажам мобильных телефонов и портативной аудиотехники. Директор по внешним коммуникациям агентства Антон Васильев отмечает, что, в частности, в сегменте портативной аудиотехники «Максус» занимал первое место.
Однако, по мнению экспертов, «Максус» перестал выдерживать конкуренцию с другими оптовиками. «Все большее количество покупателей закупает технику напрямую у производителей или региональных дистрибуторов, все это привело к снижению маржи производителей»,— отмечает Антон Васильев. По его оценке, прибыльность продаж аудиотехники снизилась до 11–12% ежегодно, мобильных телефонов — до 7–8% ежегодно. В дальнейшем этот показатель продолжит падать.
Участники рынка также отмечают, что «Максусу» приходилось отдавать предпочтение нуждам сети «Связной». «В частности, оставлять клиентов без дефицитных моделей телефонов, которые шли в собственные магазины»,— говорит пресс-секретарь «Цифрограда» Владимир Пляко. Пресссекретарь группы компаний Divizion Очир Манджиков назвал объем продаж «Максуса» в 2004 году мизерным. Антон Васильев полагает, что в будущем ряд других игроков рынка закроют свои оптовые структуры: «Ритейлерам выгоднее сотрудничать непосредственно с производителями».