10:12 21.11.2005 Новосибирская сеть книжных магазинов «Топ-книга» в будущем году планирует существенно расширить свой бизнес, открыв примерно 200 новых книжных магазинов, 10-15 мелкооптовых пунктов продаж и 2-4 логистических центра. Средства на столь масштабный проект планируется привлечь в результате трехлетнего облигационного займа в размере 700 млн руб., который станет дебютным для компании. В результате этих действий «Топ-книга» намерена удвоить свою прибыль. Судя по всему, компания таким образом хочет «нарастить мышцы» с целью более успешного проведения IPO. Впрочем, по мнению аналитиков и участников рынка, выходить на IPO «Топ-книге» стоит не раньше чем через четыре года.
Объединение «Топ-книга» было создано в 1995 г. как оптовая книготорговая компания. Начав развиваться в Новосибирске, компания стала постепенно пробиваться на столичные рынки. В 2004 г. «Топ-книга» вошла в десятку крупнейших ритейлеров страны и получила статус общенациональной компании. В настоящее время «Топ-книга» объединяет шесть оптовых складов (Новосибирске, Тюмени, Москве, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге), 264 магазина в 117 городах России и продает более 3 млн. книг в месяц. Общая торговая площадь сети розничных магазинов компании превышает 75 000 кв. м. По собственному прогнозу компании, ее оборот в 2005 г. составит примерно 150 млн долл. На сегодняшний день частота и структура размещения магазинов «Топ-книги» соответствует плотности населения страны, следовательно, 52% городского населения России покупает книги в магазинах этой сети.
О том, что «Топ-книга» собирается размещать облигационный заем, стало известно еще в первых числах ноября. Как заявляют в компании, большая часть вырученных средств пойдет на замещение банковских кредитов, а остальные средства, как и новые кредиты, будут направлены на реализацию инвестиционной программы. Основными направлениями последней должно стать расширение сетей классических книжных магазинов, магазинов формата cash & carry и логистических центров. Столь агрессивная экспансия, как считает руководство «Топ-книги», позволит по итогам следующего года получить более чем полуторакратное увеличение прибыли – до 230-240 млн долл. «Поскольку мы являемся первым национальным дистрибьютором книг, крупнейшей оптовой и розничной компанией в России, мы равномерно развиваем два бизнеса – опт и розницу, – заявила пресс-секретарь «Топ-книги» Лариса Рогозина. – За счет того, что у нас самый широкий ассортимент, нам просто необходима хорошо отлаженная логистика – во-первых, для обслуживания оптовых клиентов, а во-вторых, для того чтобы снабжать наши розничные магазины тем объемом продукции, который оптимален для конкретного региона».
Как говорит г-жа Рогозина, «Топ-книга» намерена открывать новые магазины во всех регионах страны, хотя наиболее приоритетным для нее является все же развитие на европейской территории России. По мнению аналитика компании «Брокеркредитсервис» Нины Сухорословой, компания может успешно развиваться только в регионах. «Не думаю, что им следует активно идти в Москву и Санкт-Петербург. Как правило, все крупные компании-конкуренты рынка книжного ритейла сосредоточивают свой бизнес именно в центральной части России и практически не представлены за Уралом. А у «Топ-книги» уже выстроена крупная сеть – такого количества магазинов нет ни у одного из ее конкурентов», – сказала г-жа Сухорослова. В то же время она считает, что «Топ-книге» удастся отвоевать часть рынка у федеральных книжных сетей. Директор по продажам издательства «Эксмо» Владимир Гришин в целом положительно оценивает расширение бизнеса «Топ-книги», однако считает, что при открытии такого количества новых магазинов компания столкнется с кадровой проблемой. «Наша компания уже с этим столкнулась: у нас также идет бурный рост, и одной из сегодняшних проблем является кадровый голод, – сказал г-н Гришин. – Дело в том, что те люди, которые работают на книжном рынке, как правило, не обладают нужными навыками. Поэтому нам приходится просто открывать у себя корпоративный институт развития персонала».
По информации участников рынка, ряд крупных книжных ритейлеров сейчас обдумывает возможность IPO. Поэтому не исключено, что расширение бизнеса и размещение облигационного займа «Топ-книгой» можно рассматривать как некую подготовку к этому более масштабному проекту. В самой «Топ-книге» не подтвердили и не опровергли справедливость таких предположений, сказав лишь, что компания пока только учится работать на рынке ценных бумаг, получая определенный опыт. «Для того чтобы говорить об IPO, сначала нужно получить хорошую кредитную историю на рынке. Рынок ценных бумаг для нас интересен, и пока у нас получается на нем работать», – отметила г-жа Рогозина. Аналитики рынка тоже считают, что «Топ-книге» не стоит торопиться с выходом на IPO, поскольку рентабельность книжного бизнеса сейчас довольно низка и не может конкурировать с другими секторами экономики. «Поскольку «Топ-книга» – это книготорговая компания по определению, ей будет сложно выйти на IPO, – считает Нина Сухоруслова. – Если их нынешний облигационный заем – подготовка к IPO, то это здорово. Однако для того, чтобы выйти на IPO, потребуется подождать минимум четыре года». Такой же срок называет Владимир Гришин: «Через четыре-пять лет, как мы надеемся, книжный рынок сумеет ускоренно пройти тот путь технологического развития, который рынок FMCG прошел за пять лет», – заявил г-н Гришин.