До конца этого месяца Министерство промышленности и энергетики внесет в правительство документ, который предусматривает введение новых экологических стандартов топлива по содержанию серы, бензола и свинца, соответствующих нормам "Евро-4" (требования действующего российского ГОСТа дотягивают только до стандартов "Евро2"). Чтобы сгладить неизбежный виток роста цен на бензин, власти собираются ввести дифференцированные акцизы на устаревшее (сбор будет выше) и модернизированное топливо. Причем введение новых требований - дело недалекого будущего: новый порядок взимания акцизов заложен в бюджете уже 2007 года.
Насколько, на ваш взгляд, вырастут цены на бензин? Что еще, кроме изменения порядка взимания акцизов, вы могли бы порекомендовать правительству в качестве сдерживающей рост цен на бензин меры?
Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза (РТС), вице-президент Московской топливной ассоциации:
- Улучшение качества бензина приведет к росту его цены, но не слишком значительному. Если нефтеперерабатывающие заводы успеют модернизировать свои мощности под запросы обновляющегося российского автопарка, цена бензина не скакнет резко вверх. В противном случае России придется импортировать европейское топливо, цена которого окажется существенно выше. РТС еще в прошлом году направлял в правительство предложение по дифференцированным акцизам. О других мерах, которые могли бы сгладить разницу цен обычного топлива и "еврокласса", я не слышал.
Александр Мелинг, заместитель гендиректора по производству Московского нефтеперерабатывающего завода:
- Чтобы дочистить тонну дизтоплива до "Евро-4", нужно $36, бензина - около $50. Вот и считайте, на сколько подорожает топливо. Обойти эти затраты никак нельзя - потребуются новые установки, новые катализаторы и т. д. Так что или государство компенсирует их, например, налоговыми послаблениями, или за переход на "Евро-4" будет платить потребитель.
Евгений Надоршин, экономист ИБ "Траст":
- Переход на стандарт "Евро4", безусловно, приведет к взлету цен на бензин. Чистый бензин - это дорогое удовольствие. Но я все равно поддерживаю это решение. За последний год я три раза менял свечи на двигатели. За дешевый бензин потребитель платит в конечном счете еще больше, чем за дорогой - в автосервисе, когда заказывает капремонт двигателя. Мне кажется, что дифференциация акцизов для разных стандартов бензина - неверный ход. Контролировать цены на бензин надо другими способами, к примеру, внедряя энергосберегающие технологии, стимулируя обновление автопарка и т. д.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:
- Когда-нибудь обязательно дойдем до $1 за литр, хорошо, что этого не будет в следующем году. Удержать рост цен можно было бы, стимулируя увеличение предложения на рынке. Нужно упростить порядок получения земли под АЗС, снизить аренду и земельный налог для этого вида бизнеса… Ничего этого в предложенном комплексе мер я не видел. Что касается производителей, то, раз государство требует от них изменить техрегламент, было бы справедливо с его стороны както компенсировать часть расходов. Хотя прямых компенсационных мер видеть бы не хотелось.
Иван Шацких, генеральный директор UPS в России и СНГ:
- Топливо "Евро-4" увеличит наши расходы на него и одновременно приведет к сокращению расходов на обслуживание автомобилей. Посчитать, компенсирует ли одно другое, мы пока не можем. Переход на более экологичное топливо происходит во всем мире, и поэтому ничего особенного в случае принятия технического регламента не произойдет. Наш грузопоток при этом не сократится: мы ориентированы на корпоративных клиентов, которым необходима быстрая доставка. Мы тестируем альтернативные виды топлива: газ, водород, электричество. Не исключено, что удорожание топлива с введением "Евро-4" приведет к тому, что часть наших автомобилей будет работать на газе.
Владислав Иванов, заместитель генерального директора транспортной компании "Ивектор":
- Сегодня затраты на топливо составляют около 20% тарифа на внутригородские перевозки. То есть если стоимость топлива вырастет на 10%, то тариф поднимется на 2%. С использованием более качественного топлива на иномарках сократятся износ транспорта и затраты на его обслуживание. Сегодня правительство стимулирует население покупать автомобили отечественного производства. Использовать на этих машинах более качественное и дорогое топливо не имеет смысла.
Сергей Домени, генеральный директор туристической компании "Кругозор":
- Наша компания продает автобусные туры за границу, а в европейских странах требования к бензину уже давно высокие. Так что этот сектор туризма вряд ли будет сильно зависеть от цен на бензин в 2007 году, в отличие от сектора внутреннего автобусного туризма.
Александр Мартынюк, генеральный директор транспортной компании "Палий":
- 80% российского автопарка не соответствует даже "Евро0". После повышения цен на топливо значительная часть пользователей перейдет на газ. Введение стандартов "Евро4", скорее всего, это поощрение ЛУКОЙЛа, который вложился в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов.
Сергей Зыков, генеральный директор управляющей компании "Пятое колесо менеджмент":
- Любое введение более высоких стандартов влечет за собой увеличение стоимости, которое в данном случае отразится на конечной цене для покупателей. С другой стороны, если сейчас оптовая цена на топливо "Евро-4" у ЛУКОЙЛа выше на 800 руб. за тонну, то, когда на "Евро-4" перейдут все, эта разница уменьшится из-за роста предложения. На автомобильный рынок, как показывает практика, рост цены на топливо не очень сильно влияет. За три года цена на бензин выросла в два раза, а машин на дорогах меньше не стало. Думаю, что та граница, при которой люди на сегодняшний момент стали бы существенно меньше пользоваться автомобилями, выше $1 за литр - она находится на уровне $1,5-2 за литр. При текущем росте цен на нефть на мировом рынке для нефтяных компаний, естественно, становится более интересным экспорт нефти. Возможные меры, которые могли бы привести к остановке роста цен на топливо,- это лимит соотношения экспортируемой нефти к продаваемой на российском рынке и, может быть, появление крупного государственного игрока на бензиновом рынке.
Роман Слащов, коммерческий директор таксомоторной компании "Москэб":
- Мы приветствуем переход на "Евро-4", так как используем автомобили с дизельными двигателями. Наши Kia Carnival имеют прогрессивную систему впрыска common-rail, которая чувствительна к качеству солярки. Безусловно, новое дизельное топливо "Евро-4" будет несколько дороже. И, вероятно, нам придется повышать тарифы - с учетом того, что топливная составляющая в нашем бизнесе около 15%, цены на услуги поднимутся примерно на 5%. Зато это гарантирует надежность и долговечность нашей техники. Чтобы сдержать цены на топливо, их нужно жестко регулировать: установить тарифный коридор и прописать максимальный рост цен в течение года. В таком случае мы сможем планировать и прогнозировать наши расходы.