Малоизвестная компания, развивающая сеть магазинов под брендом «Эксперт», собирается устроить передел на рынке розничных сетей бытовой техники. Несмотря на то, что первый магазин этой сети появился лишь в феврале прошлого года, планы нового игрока более чем амбициозны: к 2006 году «Эксперт» планирует войти в тройку лидеров рынка, которые, впрочем, пока не воспринимают нового конкурента всерьез. По информации CNews, экспансия обойдется «Эксперту» в десятки миллионов долларов. Как рассказал CNews генеральный директор компании «Эксперт» Кирилл Новиков, учредители компании «Эксперт» — группа частных инвесторов (в том числе и топ-менеджмент). Генеральный инвестор — оптовая компания «Корсо Трейдинг». Начальные инвестиции в передел российского рынка бытовой электроники г-н Новиков, не уточняя суммы, оценил в «десятки миллионов долларов». «По оценкам аналитиков, объем рынка бытовой техники в России в 2004 году с учетом продажи компьютеров и мобильных телефонов приближается к $15 млрд., — отмечает г-н Новиков. — По прогнозам, объем этого рынка вырастет в текущем году на $1,5–2 млрд.». По его мнению, лидером в сегменте сетей бытовой электроники сегодня является компания «Эльдорадо», оборот которой составил в 2004 году $2,4 млрд., далее следует сеть «М.Видео» ($950 млн.), затем — «Техносила» ($390 млн.) и «Мир» ($290 млн.). По словам г-на Новикова, эти четыре сети контролируют сейчас почти 40% всего рынка, в то время как оставшуюся долю занимают десятки мелких операторов. Поменять расстановку сил способна консолидация мелких ритейлеров, которая позволит им противостоять лидерам рынка. Именно такой сценарий собирается реализовать компания «Эксперт», строящая свою сеть по принципу франчайзинга. На момент запуска проекта «Эксперт» эта марка вообще не была известна на рынке, но в компании уверены, что строить франчайзинговую сеть можно и без сильного бренда, во всяком случае, на начальном этапе его иметь необязательно. Своим потенциальным партнерам «Эксперт» предложил опробованную на западе технологию продаж, низкие закупочные цены. Всего у компании сегодня около сотни магазинов-франчайзи (около десятка компаний-франчайзи, которым они принадлежат). Естественно, партнеры платят франшизу — (от $10 до 500 тыс.), однако «входного билета» в «Эксперт» для них не существует. Г-н Новиков отметил, что вложения в перестройку магазинов под новый бренд составляют от $5 до 50 тыс. на 100 кв. м. — в зависимости от того, насколько текущее состояние магазина приближено к стандарту «Эксперта». В феврале 2004 года открылись первые магазины под маркой «Эксперт» в Ростовской области. К концу года сеть насчитывала уже 63 магазина. До конца прошлого года сеть открывала ежемесячно по 5–7 магазинов в небольших городах. В январе 2005 года к «Эксперту» присоединилась уральская компания «РемБытТехника», имеющая 36 магазинов в своем регионе (в 90-х гг. «РемБытТехника» из сети сервисных центров была преобразована в сеть магазинов). Коммерческий директор компании «РемБытТехника» Станислав Беглов рассказал CNews, что сеть давно искала партнеров для альянса, потому что в ближайшие годы региональным операторам будет очень сложно противостоять национальным сетям. По его словам, постепенно торговая марка «РемБытТехника» будет заменяться торговой маркой «Эксперт». Сам г-н Беглов считает прежнее название не совсем подходящим для сети бытовой электроники. По словам г-на Новикова, сейчас на стадии подписания находятся соглашения с крупными сетями в Нижнем Новгороде и других регионах. К 2010 году «Эксперт» хотел бы довести число магазинов сети до 600–700. Хотя оборот «Эксперта» в 2004 году составил $60 млн., эта сумма меньше реальной емкости сети. По данным компании, на конец 2004 года емкость сети составляла $120–130 млн., а к середине 2005 года эта цифра приблизится к $250 млн. В компании утверждают, что серых поставок (это одна из наиболее частых претензий покупателей к «франчайзинговым магазинам») у сети нет, и не будет, поскольку «Эксперт» работает только с прямыми поставщиками и только с сертифицированными в РФ товарами. Правда, компания не планирует создавать собственную сервисную службу — сервисом продаваемой техники будут заниматься авторизованные сервисные центры производителей в тех городах, где находятся магазины. Как рассказал CNews г-н Новиков, он не считает окончательно поделенным московский рынок: «Несколько лет назад про „Эльдорадо“ в Москве никто не знал, тем не менее, ничто не помешало этому игроку войти на столичный рынок и опередить конкурентов» По его мнению, для подобной экспансии нужны усилия, инвестиции и качественный менеджмент. Продвигать московский бизнес «Эксперт» намерен с привлечением нескольких партнеров. Под новый бренд будут переоборудованы уже существующие магазины. Пока в Москве есть один магазин новой сети, расположенный в торговом комплексе XXL, сейчас там идет ремонт. Ведутся переговоры по поводу открытия магазина площадью до 500 кв.м. и с владельцами «Горбушки». До Санкт-Петербурга «Эксперт» пока не добрался. Планы компании предполагают наступление на «столицы» из регионов, то есть путь, которым шла в свое время компания «Эльдорадо». «В небольших городах мы будем создавать магазины площадью 500 кв.м., в крупных городах — открывать супермаркеты (до 2 тыс. кв. м.), — отмечает г-н Новиков. — Нам хотелось бы завершить 2005 год с результатом в 250 магазинов и расширить сферу присутствия с 8 до 11 регионов; при этом емкость розничной сети „Эксперт“ должна составить около $300 млн.». По его словам, цены на товары в различных регионах будут различаться, но при этом будут «не выше, чем везде». Г-н Новиков также рассказал CNews, что компания намерена в феврале открыть сайт, где разместится интернет-магазин «Эксперт». Отличительной особенностью онлайн-магазина станет возможность доставки товара в течение 24 часов в тех городах, где есть склады «Эксперта». На сайте также будет реализована технология онлайн-складов. В компании «Эльдорадо» от комментариев по поводу амбиций «Эксперта» отказались. Директор по маркетингу компании «М.Видео» Михаил Кучмент рассказал CNews, что игрокам, претендующим на такой масштаб, как «Эксперт», необходимы, как минимум, соответствующие инвестиции в менеджмент. «Если речь идет о модели франчайзинга, об идее, когда множество независимых компаний объединяется вокруг бренда с единой стратегией, то подобные структуры успешно работают в Европе, — считает он. — Но в России такая модель бизнеса сталкивается с дополнительными проблемами». По мнению г-на Кучмента, западный бизнес совершенно прозрачен и легален, а в России сеть, скорее всего, будет представлять набор из 300 юридических лиц. «Понятно, что менеджеры „Эксперта“ постараются создать платформу бизнеса и переложить потом все на партнеров, но как франчайзинговые партнеры будут справляться — пока не понятно. Кроме того, в России принципиально другие логистические условия, чем на Западе, и если они хотят покрывать значительное количество городов, то им нужно выстраивать очень мощную логистику, — считает г-н Кучмент. — Западную модель реализовать гораздо проще, потому что географический фактор не играет такой большой роли, как в России». По его мнению, в итоге «Эксперт» никого потеснить принципиально не сможет, потому что будет работать только в небольших форматах, которые востребованы только в тех городах, куда пока со своим форматом гипермаркетов не пришли национальные сети. «Я не думаю, что они могут получить какие-то позиции в городах-миллионниках, — отмечает он. — Возможно, что пока они смогут занять свою нишу в городах с населением до 500 тыс., где будут конкурировать, в основном, с компанией „Эльдорадо“, ведь по модели бизнеса — это наиболее близкий для „Эксперта“ конкурент. С „М.Видео“ они вообще не конкурируют, потому форматы бизнеса совершенно несопоставимы». Г-н Кучмент также отметил, что планируемый на 2005 год оборот «М.Видео» составляет $1 млрд. 300 млн. Добавим, что, по словам г-на Новикова, в 2005 году оборот «Эксперта» составит около $200 млн.