Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности решила своеобразным способом положить конец полемике вокруг товарного знака "Гжелка". Она объявила, что права на "Гжелку" никому не принадлежат. Петербургский производитель водки "Ливиз" начал судебные тяжбы с калужской ТПГ "Кристалл" по поводу торговой марки "Гжелка" еще в прошлом году. Это случилось после того, как Александр Сабадаш, владелец "Ливиза", купил компанию "Гжелка" (которой по наследству достались права на знак "синей птицы", разработанный производителем фарфора "Гжель") и начал производить водку под этой маркой на своем заводе. К тому времени "Гжелка" занимала довольно серьезные позиции на российском рынке. Например, еще в 2002 году, по данным "Бизнес Аналитики", брэнд охватывал более 8% российского рынка. Судебные тяжбы между ТПГ "Кристалл" и "Ливизом" сократили долю брэнда в первом полугодии 2004 года до 4,3%. Этот факт, впрочем, не умерил пыл спорщиков. Например, по словам адвоката ТПГ "Кристалл" Якова Мастинского, компания продолжит отстаивать права на эту марку. Но, как прогнозирует председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, судебные тяжбы вокруг марки повлекут за собой дальнейшую потерю доли рынка. Он объясняет это тем, что поставщики, скорее всего, будут неохотно закупать "проблемную" водку. Впрочем, от марки могут отвернуться и потребители. Ведь правовая незащищенность марки может вызвать очередную волну желающих выпускать "Гжелку". Как добавил Яков Мастинский, решение палаты может иметь и еще одно последствие – оно станет прецедентом по лишению правовой защиты марок с использованием географических названий (Гжелка – река в Раменском районе Московской области). Употребление подобных наименований в марках довольно широко распространено на российском водочном рынке, пишет "СФ".