Татьяна Романова, Ринат Сагдиев, Андрей Мусатов "Ведомости"
На прошлой неделе прекратил работу один из крупнейших в России операторов дистанционной торговли продовольствием — "Служба 77". Компанию погубили чрезмерная кредиторская задолженность и расходы на рекламу. "Служба 77" создана в 1999 г. Оборот в 2003 г., по собственным данным, превысил $50 млн, клиентская база — более 100 000 человек. Компания работала в Москве и Санкт-Петербурге (владеет 74% акций своего питерского франчайзи "Служба 78"). По данным квартального отчета компании, в 2003 г. убыток составил 28,5 млн руб. против 34 млн руб. прибыли в 2002 г. "В минувшую пятницу "Служба 77" прекратила работу, и в течение года она будет ликвидирована", — сообщил "Ведомостям" гендиректор компании Алексей Крол. По его словам, все пять лет существования компания была убыточной. В конце 2002 г. 100% акций ЗАО "Служба 77" за $15 млн выкупила компания "ВИП-Групп", специализирующаяся на сетевой торговле биологически активными добавками. У руководства "77" была задача создать новую бизнес-модель, компания получила новые инвестиции и обновила менеджмент, но ее планам помешали долги и последовавшие за ними иски от векселедержателей, утверждает Крол. По его оценке, долг "Службы 77" по векселям может превышать 100 млн руб. А по данным гендиректора Русского инвестиционного клуба Михаила Скворцова, через компанию "Лидинг", в которой он раньше работал, "Служба 77" разместила в 2001-2004 гг. векселя на сумму в 175,8 млн руб., из которых до сих пор не погашены бумаги на 45,5 млн руб. Летом прошлого года "77" попросила держателей векселей об отсрочке погашения. В петербургской "дочке" "Службы 77" — "Службе 78" надеются, что ликвидация материнской компании на бизнесе компании не отразится, хотя и она терпит убытки. По словам председателя правления "Холдинга 78" (владелец 26% акций "Службы 78") Ильи Кункова, в 2004 г. убытки компании составили около 10 млн руб. "Финансирование питерской компании мы уже прекратили, и я не исключаю, что в процессе банкротства взыскание будет обращено и на "Службу 78", как один из активов "Службы 77", — говорит Крол. Крах "Службы 77" уже отразился на бизнесе ее конкурентов. У службы доставки "Седьмого континента" клиентский поток вырос с прошлой пятницы на 30%, рассказала пресс-секретарь сети Анна Зайцева. Доставочный бизнес "Семерки" чувствует себя, по ее словам, вполне уверенно: его выручка выросла в 2004 г. на 53% до $6 млн. Менеджер службы доставки "Выгодно.ru" вспоминает, что "Служба 77" тратила "огромные средства на наружную рекламу, по сути рекламируя все службы доставки". "Жаль, что они ушли, — говорит собеседник "Ведомостей". — Видимо, расходы на рекламу не окупились". "На рынке доставки [продуктов питания] могут выжить только те компании, у которых этот бизнес непрофильный", — убежден ведущий консультант компании "Магазин готового бизнеса" Алексей Москвич. По его мнению, владеть продовольственной службой доставки может себе позволить только сеть магазинов, доставка повысит ее имидж или станет дополнительной услугой для клиента. Рассчитывать на крупных сторонних инвесторов дистанционным торговцам также не стоит. По мнению аналитика Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексея Кривошапко, рынок очень маленький, хотя и быстро растущий. "$6 млн, которые заработал на дистанционной торговле такой крупный игрок, как "Седьмой континент", — это же несерьезно", — резюмирует аналитик.