Компания "Планета Менеджмент", управляющая розничной сетью "Гастроном Эконом", продана ЗАО "Дисконтцентр". Еще полтора года назад "Планета Менеджмент" заявляла о планах создать национальную сеть из 500 магазинов. Однако после этой сделки стало очевидно: непрофильные инвесторы уходят из сегмента бюджетных магазинов. ЗАО "Дисконтцентр" управляет более чем 80 магазинами-дискаунтерами "Дикси" в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Туле, Челябинске. В рейтинге "Ъ" крупнейших ритейлеров РФ занимает 13-е место с оборотом на 1 июля 2004 года $170 млн. ООО "Планета Менеджмент" основано в 2001 году для развития сети магазинов-дискаунтеров под маркой "Гастроном Эконом" в рамках группы "Планета". После покупки в 2002 году нижегородской компании "Национальный торговый альянс" (НТА) "Планета Менеджмент" управляла сетями "Гастроном Эконом" (Московский регион, Ярославская, Рязанская, Тульская области), а также "Пятачок", "Компас" и "Караван" (Нижегородская и Калужская области). На конец 2004 года сеть "Гастроном Эконом" насчитывала 14 магазинов, остальные сети — около 100. Летом 2004 года НТА вновь был выделен в самостоятельное подразделение, после чего под управлением "Планеты" остались 14 "Экономов". А в августе-сентябре появилась информация о планах владельцев группы "Планета" избавиться от розничного актива. Как сообщил на днях источник "Ъ" в сети "Дикси", именно "Дисконтцентр" недавно стал владельцем 100% долей "Планеты Менеджмент". Сумма сделки, по его словам, составила "около $15 млн". "Пока магазины работают под старыми названием, однако в середине февраля должен состояться совет директоров "Дисконтцентра", на котором решится, когда и как менять вывески. Гендиректор "Дисконта" Томс Берзинь сейчас занимает и пост гендиректора "Планеты"",— сообщил он. Косвенно факт продажи "Эконома" "Ъ" подтвердил и президент ТД "Копейка" Александр Самонов. По его словам, он хотел обсудить с бывшим гендиректором группы "Планета" Андреем Бесхмельницким возможность покупки "Эконома", но тот заявил, что сеть уже продана. Участники сделки отказались от комментариев. В группу "Планета" ранее входили также ООО "Юнимилк" (молочные комбинаты в России и на Украине) и ООО "Продо менеджмент" (мясоперерабатывающие заводы). Однако "Гастроном Эконом", пожалуй, самый амбициозный проект группы. В июле 2003 года группа объявила о планах создать к 2007 году национальную сеть из 500 магазинов, оборот которой должен будет составлять $1,5 млрд. Эксперты отмечают тенденцию ухода с розничного рынка непрофильных инвесторов. К примеру, ФПГ "Нефтехимпром" выставила на продажу созданную в 2000 году сеть дискаунтеров "Продмак". Участники рынка отмечают, что в России сформировался пул дискаунтерных сетей: "Пятерочка" (более 300 магазинов), "Копейка" (более 50 магазинов), "Дикси". Все операторы меньших масштабов вынуждены будут уйти. "В большинстве своем дискаунтерные проекты, появившиеся после 1998 года, были побочными и непросчитанными. Реальный бизнес оказался сложнее",— полагает бывший вице-президент "Пятерочки" Феликс Стетой. "Для владельцев этих ритейлеров создание сетей было удачным вложением средств в подешевевшую в пять раз после 1998 года недвижимость,— говорит Борис Васильев, вице-президент холдинга "Марта" (сети Вillа и Grossmart). — Теперь же эту недвижимость продают — через два-четыре года ситуация для мелких сетей ухудшится. Поэтому они и инвестируют туда, где видят перспективы", пишет "Коммерсант".