Оправившись от шока после ограничения рекламы пива, пивоваренные компании переходят в новое наступление на россиян. Пивовары, по недосмотру "пропустившие" законодательное ограничение рекламы пива в конце прошлого года, похоже, решили впредь больше не допускать подобных ошибок. С одной стороны, они, работая на публику, выступают сегодня против навязывания россиянам "пивного образа жизни", но с другой – целенаправленно и успешно борются против "антипивного" законодательства в России. Их главный посыл – пиво является наименее вредным из алкогольных напитков, а потому на его рекламу и употребление жестких ограничений быть не должно. При этом есть серьезные основания полагать, что под видом спасения своей отрасли пивовары стремятся еще больше нарастить финансовые и производственные обороты. Уже сейчас понятно, что жесткие поправки к закону "О рекламе", в которых говорится об ограничении рекламы пива, скорее всего, будут смягчены. В Госдуму уже внесена новая редакция закона "О рекламе", снимающая запрет на использование образов людей и животных при продвижении пива и разрешающая изготовление пивных рекламных роликов в виде мультфильмов. Дополнительные предложения пивоваренной отрасли – это изменить время, после которого можно транслировать пивные ролики на телевидении, с 22:00 на 19:00 или 20:00. По прогнозу Союза российских пивоваров, принятие новой редакции закона "О рекламе", которое может произойти уже в ближайшее время, "изменит ситуацию для пивоваров в лучшую сторону". Кроме того, выступая единым фронтом, пивовары все-таки добились того, что Владимир Путин наложил вето на закон о запрете употребления пива на улице и в других общественных местах. Сейчас он дорабатывается при активном участии производителей пива. Судя по всему, пить пиво в общественных местах в итоге будет запрещено только подросткам. Одновременно, чтобы предупредить новые "опасные" законодательные инициативы, пивовары, похоже, сами решили заняться законотворчеством. В частности, лидер отрасли – компания "Балтика" создала на днях новое подразделение, занимающееся законотворческими инициативами, касающимися пивоваренной отрасли страны. При этом пивовары, конечно же, не могут не признавать "некоторые перегибы". "Что касается так называемого навязывания "пивного образа жизни" с помощью рекламы, то естественно, в этом отношении были некоторые перегибы. Надо заметить, что сама реклама с технической точки зрения была сделана безупречно и закону "О рекламе" не противоречила, чего нельзя было сказать о ее нравственной стороне. Со своей стороны мы оперативно среагировали на это, на время исключив пивоваренную компанию, продвигавшую таким образом свой продукт, из своего союза", – сообщили RBC daily в Союзе российских пивоваров. Однако с ключевым тезисом противников "пивной экспансии" – о том, что пропаганда "пивного образа жизни" вредна и должна быть запрещена, – производители не соглашаются. "Навязывать мы никому ничего не собираемся. А вот пропагандировать культуру потребления пива – это наша задача. Проведение фестивалей пива, открытие пивных кафе и ресторанов с участием пивоваренных компаний – это один из способов решения данной задачи", – сказал RBC daily генеральный директор компании "Ярпиво" Анатолий Арзиманов. Новый "пивной поход" будет строиться, похоже, на противопоставлении пива и крепких алкогольных напитков – представители пивоваренных компаний вырабатывают у россиян стереотип о том, что из всего ряда алкогольных напитков нужно отдавать предпочтение пиву, исходя из принципа "меньшего зла". Так, 13 января на сайте beerunion.ru прошла онлайн-пресс-конференция руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова. На вопрос корреспондента RBC daily: "У американского Совета по спиртным напиткам есть формула, которая гласит: алкоголь есть алкоголь есть алкоголь. То есть иначе: 330 г пива = 150 г вина = 42 г крепкого спиртного напитка. Из этой нормы следует одинаковый подход к рекламе, реализации и правилам употребления алкогольной продукции. На Ваш взгляд, нужна ли подобная норма в России?" – Вячеслав Мамонтов ответил: "Что касается подхода по формуле "алкоголь есть алкоголь", то данная мера вполне оправданна. Я полагаю, что мы должны стремиться к выработке именно таких подходов. Но для этого нам необходимо прежде всего легализовать теневой рынок крепкого алкоголя, разработать и принять алкогольную концепцию государства, которая должна быть направлена на снижение потребления крепкого алкоголя и увеличение потребления слабого алкоголя, в первую очередь натурального вина и пива. Достигнув этого, мы сможем говорить о том, что формула "алкоголь есть алкоголь" вполне приемлема и в России". Как пояснил Вячеслав Мамонтов, сам проект Концепции государственной алкогольной политики был разработан еще два года назад рабочей группой Госсовета по борьбе с алкоголизмом и наркоманией. "Основная цель концепции – для оздоровления нации чисто экономическими методами изменить структуру потребления алкоголя. Дело в том, что на сегодня в России в пересчете на чистый спирт алкоголь употребляется на 72% в виде крепких алкогольных напитков, и только на 20% – в виде пива, оставшиеся 8% – это вино. Крепкий алкоголь наносит больший вред здоровью человека, чем слабый. Принятие алкогольной концепции России, стимулирующей производство натурального вина и пива, было бы очень своевременным. Однако уже в течение двух лет проект этого документа лежит без движения. По нашему мнению, это происходит из-за сильного лобби теневых производителей алкоголя", – отмечает Вячеслав Мамонтов. Подобной точки зрения придерживаются и в компании "Ярпиво". "Насколько известно, согласно Концепции государственной алкогольной политики, государство намерено бороться с алкоголизмом не только посредством усиления контроля за оборотом алкогольной продукции, но и пропагандой среди населения слабоалкогольных напитков, а именно – вина и пива. Не секрет, что большая часть населения страны злоупотребляет крепкими спиртными напитками, широко распространена низкокачественная или фальсифицированная алкогольная продукция. Насколько данная концепция поспособствует снижению потребления крепкого алкоголя и удастся ли с ее помощью свести на нет производство и продажу фальсифицированных алкогольных напитков – покажет время", – говорит Анатолий Арзиманов. Однако если реклама водки и вина в России запрещена давно и фактически полностью и усилия производителей этих продуктов по их продвижению, по крайней мере, не бросаются в глаза, то с пивом ситуация совершенно иная. Рассчитывая лоббировать принятие Концепции государственной алкогольной политики, дружелюбной к их бизнесу, пивовары под видом спасения своей отрасли стремятся еще больше нарастить свои финансовые и производственные обороты. При этом стоит учитывать тот факт, что дела у пивоваров и так идут неплохо. По предварительным данным, в России в 2004 г. произведено около 830–840 млн дал пива, то есть динамика роста рынка составила не менее 11–12%, что значительно превысило прогнозы. При этом в Союзе российских пивоваров предсказывают, что даже в новой законодательной ситуации 2005 год для российской пивоваренной отрасли будет как минимум не хуже, чем предыдущий.