14:35 20.01.2005 Международная Конфедерация Обществ Потребителей (КонфОП) осенью 2004 года провела исследования доступности потребительских кредитов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Тольятти.
Исследовались услуги банков: Сбербанк, Русский стандарт, Хоум Кредит энд Финанс банк (Home Credit bank), Банк Москвы, Райффайзенбанк, Первое ОВК, Уралсиб, МДМ-банк. Кроме того, в список попали региональные банки: екатеринбургские "Драгоценности Урала", Уралвнешторгбанк, ВУЗ-банк, банк Северная Казна; тольяттинские ПРОМЭК-банк и ФИА-банк; петербургские Промстройбанк и Балтийский банк.
Исследование показало, что на настоящем этапе потребительские кредиты на бытовую технику и прочие некрупные товары доступны большинству граждан. Ограничением на взятие кредитов на более крупную сумму
(например, на покупку автомобиля) в большинстве случаев является лишь возможность заемщика в дальнейшем обслуживать этот кредит.
В то же время большинство людей еще плохо ориентируются в предлагаемых продуктах, свято доверяет рекламным обещаниям и не обращает внимания на многие важные моменты, ориентируясь только на формальный уровень процентной ставки.
Ситуация с информированием потенциальных заемщиков обо всех важных условиях кредита очень тяжелая: банки часто не раскрывают размер дополнительных платежей, консультанты банков могут ответить лишь на
самые простые вопросы, показывающие кредит в выгодном свете, данные о кредите, полученные из разных источников, иногда существенно расходятся. Потребителя нередко вводят в заблуждения заверениями о
беспроцентном кредите или рекламой низких процентных ставок. А в существующем способе раскрытия информации о кредите тяжело разобраться даже специалисту, не говоря уже о простом потребителе.
Среди рекомендаций экспертов КонфОП, выработанных по результатам исследования:
Разработка и введение единого стандарта раскрытия информации об условиях кредита, обязательного для всех банков. Причем важно не только содержание, но и форма преставления информации, которая должна
быть понятной и доступной простому потребителю;
Обязательное предупреждение потребителя обо всех дополнительных непроцентных платежах; обязательное раскрытие эффективной процентной ставки (с учетом всех, а не только процентных платежей);
Введение запрета на навязывание конкретных поставщиков дополнительных услуг (страхование); и другие.