Массовый рост потребительского кредитования, начавшийся в 2003 году, своими темпами все больше напоминает пирамиду. Банк России опубликовал свежую статистику, из которой можно сделать вывод, что граждане в 2003 году взяли в два раза больше кредитов, чем в 2002-м, а в 2004-м - в два раза больше, чем в 2003-м. И хотя статистика показывает, что в 2004 году темпы роста кредитования населения все же несколько затормозились, банки с оптимизмом оценивают перспективы этого сегмента в году наступившем. Ожидается масштабная экспансия крупных иностранных игроков, а также дальнейшее развитие экспресс-кредитов в торговых сетях.
Рубль - самый популярный
По данным ЦБ РФ, за три квартала 2004 года российские банки увеличили объем выданных потребительских кредитов на 72% (с 299.7 млрд. до 517.1 млрд. рублей). За аналогичный период 2003 года рост этого сегмента составил 78% (с 142.2 млрд. до 253.8 млрд. рублей). Всего же в 2003 году рынок потребкредитования вырос на 110%. Эксперты сходятся во мнении, что и по итогам завершившегося года вновь можно ожидать удвоения показателей. В наибольшей степени потребительское кредитование развивалось в столичном регионе. По данным Московского ГТУ Банка России, на 1 ноября 2004 года население региона заняло у банков 148 млрд. рублей. И это без учета лидера рынка - Сбербанка. Самой популярной валютой кредита традиционно остается рубль, которому отдают предпочтение 83.7% россиян. В этом году банки делают ставку на дальнейший рост рынка потребительского кредитования и в соответствии с этим строят свои планы. В частности, лидеры потребительского кредитования намерены увеличить объем своего кредитного портфеля в несколько раз. Так, "Хоум кредит энд финанс банк" предполагает к концу 2005 года нарастить кредитный портфель более чем в 4 раза - до 30 млрд. рублей. Банк "Русский стандарт" планирует в 2005 году выдать потребительские кредиты на сумму не менее 1.5 млрд. долларов. Также в наступившем году ожидается выход на рынок новых игроков. О том, что на нем еще остается место для деятельности, свидетельствуют данные 2004 года. В частности, в прошлом году свою программу потребительского кредитования запустил Импэксбанк, который смог выдать кредитов на 85 млн. долларов.
Наступление иностранцев
Однако основные ожидания в наступившем году связаны с тем, как поведут себя крупнейшие иностранные игроки, которые уже начали свою деятельность в России или намерены это сделать. Напомним, что в прошлом году сразу несколько крупных западных операторов отметились на российском рынке потребительского кредитования. В конце июля BNP Paribas, второй крупнейший по активам французский банк, официально сообщил, что купил 50% акций компании "Русский стандарт", которой принадлежит более 90% капитала одноименного российского банка. Американская компания General Electric Consumer Finance купила у компании Delta Capital Management, управляющей инвестфондом "США-Россия", 100% Дельта-Банка. А один из трех крупнейших французских банков Societe Generale и управляющая компания фондами прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners (BVCP) вывели в конце августа на российский рынок компанию "Русфинанс". Большинство экспертов сходятся во мнении, что в 2005 году в России могут появиться новые иностранные игроки, что приведет к серьезному ужесточению конкуренции на нем. Однако с этим мнением согласны не все. В частности, генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Александр Семеняка недавно заявил "Известиям", что, по его мнению, иностранные банки "пока будут прощупывать рынок - вложив по их масштабам небольшие деньги, они, возможно, будут собирать статистику".
Экспресс-кредиты по-новому
Еще одной отличительной особенностью в наступившем году может стать дальнейшее развитие экспресс-кредитования для покупки товаров в магазинах-партнерах, послужившее фундаментом для развития рынка заимствований. Однако возрастание роли торговых предприятий в процессе кредитования свидетельствует о том, что такие заимствования постепенно перерастут в другую форму. Эксперты не сомневаются, что рано или поздно магазины сами будут кредитовать население, то есть продавать свои товары в рассрочку. Заместитель председателя правления МДМ-Банка Ирина Бушева считает, что продажи товаров в рассрочку без участия банков - нормальная западная практика. "Безусловно, наш рынок тоже к этой схеме кредитования придет. Это просто вопрос времени", - заявила Бушева "Известиям". Населению эта форма заимствований, безусловно, будет более выгодна, так как она предполагает не только упрощение процесса кредитования, но и снижение стоимости займа, пишут "Финансовые известия".