Российские чиновники не смогли помешать IKEA и другим розничным сетям продолжить завоевание рынка. Но прихода Wal-Mart розничный рынок так и не дождался. В минувшем году розничные сети продолжили бурно развиваться, завоевывать новые региональные рынки и увеличивать торговые обороты. Объем рынка розничной торговли в России в 2004 году достиг $190-210 млрд., а его рост составил 10% в год в реальном выражении и 30% — в долларовом. Тем не менее, уровень консолидации в розничной торговле в уходящем году остался очень низким: совокупные обороты сетей в 2004 году достигли $8 млрд. или 4.2% от общего объема розничного рынка. В продуктовой рознице, которая составляет более половины всего розничного рынка, сети занимают 7.8% от общего оборота. По этому показателю Россия значительно уступает Европе, где крупные сети занимают 60% розничного рынка. В 2004 году в Россию пришли новые иностранные ритейлеры, однако крупнейшие зарубежные игроки по-прежнему обходят стороной специфический российский рынок, а те, кто уже работают в нашей стране, зачастую сталкиваются с непривычными для себя проблемами. В этой связи вспомним, как в декабре шведская компания IKEA была вынуждена дважды переносить широко разрекламированное открытие второго московского Мегамолла в Химках. Государственная комиссия не приняла здание магазина, объяснив это тем, что под одним из въездов проходит газовая магистраль, и безопасность этого объекта не обеспечена. IKEA, в свою очередь, сочла, что власти не разрешили ей открыть торгово-развлекательный центр из-за отказа компании давать взятки чиновникам. Руководство шведского концерна заявило о своей принципиальной и рискованной в российских условиях позиции — взяток не давать. Конфликт вышел на международный уровень, недовольство ситуацией и опасения за инвестиционный климат в России высказало шведское посольство. Тем не менее, спустя пять дней комплекс МЕГА все же был открыт. История умалчивает, заплатила ли все-таки шведская компания требуемую мзду, или же российские чиновники, убоявшись международного конфликта, сменили гнев на милость. Официальная версия такова: IKEA пообещала быстро решить вопрос со строительством моста над газопроводом, а также пожертвовать миллион долларов на развитие детского спорта в Химках. Примечательно, что, несмотря на свои заявления о препятствиях, чинимых российской бюрократией иностранным компаниям, на следующий же день после открытия МЕГА в Химках IKEA рассказала о планах в будущем открыть в каждом регионе России центры IKEA и уже ближайшей весной начать строительство торгового комплекса МЕГА в Ленинградской области и магазина IKEA в Санкт-Петербурге. Что ж, умение оперативно "решать проблемы", приобретенное в столице и ее окрестностях, еще может пригодиться шведскому гиганту ритейла. Не убоявшись административных рисков, в минувшем году на российский розничный рынок впервые вышли германская REWE с ежегодным оборотом более $50 млрд. и международная корпорация Intersport с оборотом $8.6 млрд. В июле холдинг "Марта" создал совместное предприятие с REWE — BILLA Russia. К концу 2004 года 19 супермаркетов под маркой SPAR, которыми холдинг "Марта" управлял на основе франчайзинговых контрактов, были переименованы в BILLA. Компании объявили, что они вложат в течение 3-5 лет $500 млн. в развитие сети BILLA в России. Однако отечественный ритейл в прошлом году так и не дождался крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart с ежегодным оборотом в $245 млрд., хотя о своих планах по работе в России Wal-Mart заявил еще весной 2004 года. По словам аналитиков, Wal-Mart продолжает взвешивать российские риски: логистические трудности, разницу в уровне жизни в Москве и регионах, высокие риски инвестирования в строительство новых магазинов при отсутствии подходящих площадей для аренды и недостаточно благоприятный режим экспорта-импорта. Бизнес Wal-Mart будет прибыльным при условии, что 60% компания сможет покупать на внутреннем рынке.
Экспансия в регионы
В уходящем году розничные сети продолжили активную экспансию в регионы. Сеть универсамов "Патэрсон" инвестировала в региональные проекты около $11 млн., открыв 12 новых универсамов в регионах, при этом в Краснодар, Ставрополь, Сочи и Челябинск компания вышла впервые. В декабре "Патэрсон" начал франчайзинговую программу, цель которой — увеличить число регионов, где работают магазины сети. По итогам года "Патэрсон", увеличив число универсамов в России с 29 в начале года до 45, рассчитывает увеличить оборот до $250 млн. с $140 млн. в 2003 году. Одна из крупнейших сетей электроники и бытовой техники "М.Видео" вложила в минувшем году $26 млн. в развитие сети, открыла 13 новых магазинов и впервые вышла на рынок Казани, Уфы, Краснодара, Перми. Оборот компании в 2004 году должен превысить $900 млн. против $573 млн. в прошлом году. Турецкая Ramenka, владеющая сетью "Рамстор", в 2004 году увеличила число своих магазинов до 37, открыв пять универсамов в Москве, два гипермаркета в Санкт-Петербурге и по одному в Ростове-на-Дону, Волгограде и Самаре. Прошедший год запомнился еще одним знаковым событием: "Седьмой континент" первым из розничных сетей вышел на фондовый рынок и привлек 2.3 млрд. руб. в ходе IPO. Крупнейшая розничная сеть Москвы увеличила число своих магазинов до 77, открыв 31 новый магазин. В их число входят 15 ребрендированных магазинов, ранее работавших под брендом "Петровский.
Запуск частных марок
В минувшем году крупные продуктовые сети "Пятерочка", "Копейка", "Седьмой континент" и "Патэрсон" объявили о планах развития продаж продукции под собственными торговыми марками. "Пятерочка" и "Копейка" хотят увеличить к 2008 году продажи private labels до 50% от общего оборота. Пока до таких показателей еще далеко. В "Пятерочке" доля private labels составляет 6% от оборота в Москве и 10% — в Санкт-Петербурге. В "Копейке" на долю соков под собственной торговой маркой пришлось 20% продаж. "Перекресток" увеличил в 2004 году число наименований "своих" продуктов до 300 (сюда входят соки, минеральная вода, замороженные продукты, мясные, рыбные деликатесы, крупы, спиртное, одноразовая посуда, зажигалки), передает AK&M.