Прошедший год стал для отечественного рынка розничной торговли знаковым. Во-первых, в 2004 году состоялось первое публичное размещение акций продуктовой сети (в середине ноября "Седьмой континент" провел IPO на бирже РТС). Во-вторых, наконец четко обозначилась тенденция концентрации рынка. Уже сформировался пул активных скупщиков в этой сфере -- холдинг "Марта" (сеть Billa), ЗАО "ТД 'Перекресток'", группа "Седьмой континент", которые больше других преуспели в сфере слияний-поглощений. И, как прогнозируют аналитики, в 2005 году тенденция агрессивного роста больших столичных игроков за счет их мелких конкурентов, причем как в Москве, так и в регионах, только усилится. В целом же год был весьма благоприятным для всей отрасли. Обороты основных операторов из топ-10 уже третий год подряд увеличиваются на 50-70%. Как ожидается, по итогам 2004 года у российской продуктовой розницы появится первый миллиард -- по прогнозам сети бюджетных магазинов "Пятерочка" (около 400 дискаунтов в 10 регионах), ее продажи могут достичь $1,2-1,3 млрд. По оценкам МЭРТа, розничная торговля доминирует в секторе производства услуг и составляет 20,5% от ВВП, пишет "Коммерсант".