Депутаты Госдумы практически единогласно проголосовали за новую редакцию закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготовленных на его основе". По сравнению с предыдущей версией ряд положений закона, отклоненного несколько недель назад Советом федерации, ужесточены и дополнены. В частности, под запрет попало употребление на улице безалкогольного пива. А с принятием поправок в Кодекс об административных правонарушениях, о которых вчера же договорились депутаты, компанию пиву составят и слабоалкогольные коктейли. Проект федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготовленных на его основе" предполагает запрет розничной продажи пива и его производных в детских, образовательных, медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях, а также несовершеннолетним. Кроме того, закон запрещает распитие пива на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте и других общественных местах, за исключением мест общепита, в которых разрешена продажа пива, а также мест розничной продажи пива в розлив. В начале ноября законопроект был отклонен Советом федерации: сенаторы прислушались к мнению правительства, утверждавшего, что ряд положений документа являются юридически несостоятельными (см. Ъ от 11 ноября). Доработать законопроект было поручено согласительной комиссии, которая была сформирована Госдумой и СФ. Казалось, что теперь пивоварам удастся смягчить некоторые положения закона, однако получилось наоборот. В частности, в новом законопроекте расширен перечень мест, где нельзя было распивать пиво; его запретили пить в городском транспорте и в пригородных электричках. Попало под запрет и безалкогольное пиво. Наконец, в первом варианте предусматривалось, что закон вступит в силу 1 апреля 2005 года. Вчера депутаты исправили и этот пункт – в новой редакции закон вступает в силу через 30 дней со дня опубликования. Кроме того, депутаты договорились внести до Нового года изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы 1 МРОТ (100 рублей) за распитие на свежем воздухе пива и слабоалкогольных коктейлей (они по международной и российской классификациям являются алкогольными напитками, однако КоАП их употребление на улице до сих пор не преследовал). "Мы решили, что примем поправки к кодексу, в которых перечисляются все запрещенные напитки,– говорит заместитель председателя комитета по экономполитике Госдумы Владимир Мединский.– Уверен, что успеем до вступления закона в силу". Теперь законопроект снова поступит в СФ. Теоретически вчерашнее решение депутатов не оставляет пивоварам шансов при прохождении документа через верхнюю палату парламента. Однако можно вспомнить, что накануне предыдущего голосования в Совете федерации судьба законопроекта также считалась предрешенной, но в результате большинством голосов сенаторы отклонили документ. Наблюдатели объясняют такое противоречивое поведение сенаторов тем, что, исчерпав лоббистские возможности в Госдуме, пивовары сконцентрировали свои усилия на сенаторах. Об этом, например, говорил депутат Владимир Жириновский, заявивший на пленарном заседании Госдумы: "Я уверен, что этот закон не вступит в силу". А депутат Виктор Семенов уверен, что против законопроекта вновь выступит правительство. Не берутся прогнозировать исход голосования в Совете федерации и его члены. "Наш комитет выступает за принятие закона,– заявил в беседе с корреспондентом Ъ заместитель председателя комитета СФ по экономполитике Владимир Гусев.– Однако как решат сенаторы, я сказать не могу". Пивовары же вчера по традиции критиковали действия законодателей. "Депутаты занимаются подменой понятий,– считает вице-президент Heineken-Россия Виктор Пятко.– В случае принятия закона пострадают люди, которые не могут позволить себе выпить кружку пива в кафе. Их будут штрафовать милиционеры. У нас же снижение продаж произойдет только на какое-то время".
Пивоварам разрешили рекламировать юридические лица
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) прокомментировала ряд положений закона "О рекламе". В частности, пивоваров интересовало, может ли пивоваренная компания, имеющая в своем фирменном наименовании слово "пиво" (например, "Амур-пиво", "Брянскпиво"), размещать название компании на тех мероприятиях, спонсором которых является. По мнению ФАС, поскольку требования федерального закона "О рекламе" ограничивают только рекламу пива, то на рекламу юридических лиц – производителей пива данные требования не распространяются. Между тем из содержания рекламы должно очевидно следовать, что в данном случае рекламируется именно юридическое лицо, пишет "Коммерсант".