В минувшую пятницу Госдума приняла в окончательном чтении еще один закон из серии "за здоровый образ жизни" — на этот раз антитабачный. Удивительно, но представители расположенных в Петербурге и Ленинградской области табачных компаний, на долю которых приходится 80% сигарет и папирос, производимых в России, восприняли инициативу депутатов совершенно спокойно, считая ее безвредной для своего бизнеса. Согласно новому законопроекту продажа табака запрещена в организациях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных комплексах, на территориях и в помещениях образовательных учреждений, а также на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательных учреждений. Не допускается курение в закрытых спортивных сооружениях, организациях культуры, здравоохранения, образования и органов власти. Половина всех налогов, которые пищевая промышленность Петербурга платит в городской бюджет, приходится на пивоваренную и табачную отрасли. Всего же доля "пищевки" в налоговых поступлениях составляет 13%, так что на пиво и сигареты приходится 6,5%, что по итогам 2004 года составит примерно 5 млрд рублей. В Петербурге и Ленобласти расположены четыре табачные фабрики: "Филип Моррис Ижора", "Бритиш Американ Табакко Россия", принадлежащая JTI "Петро" и ЗАО "Нево табак". На их долю приходится 80% всех производимых в России сигарет. Несмотря на то что, по мнению депутатов, принятый антитабачный закон должен ограничить потребление сигарет и как следствие доходы табачных компаний, участники рынка восприняли его на редкость спокойно. При этом другой закон, принятый недавно депутатами, — антипивной, также направленный на укрепление здоровья россиян, вызвал жесткое неодобрение среди представителей пивного бизнеса. Напомним, что пивовары развернули целую кампанию против поправок в закон о рекламе: они грозились тем, что спортивные и культурные мероприятия останутся без денег, бюджеты — без налогов, а население перейдет на дешевую некачественную водку. Напротив, все опрошенные Ъ топ-менеджеры фирм — производителей сигарет и папирос единодушны во мнении, что новый закон не нанесет никакого вреда их бизнесу, поэтому даже не задумываются над возможным сокращением производства, налоговых отчислений или социальных программ. "Я всячески одобряю то, что делают депутаты, — заявил Ъ советник генерального директора "Нево табак" Александр Каплан. — Надеюсь, что ограничительные меры хоть как-то повлияют на то, что молодежь станет меньше курить". Директор по корпоративным связям "Бритиш Американ Табакко Россия" Владимир Аксенов сомневается в дееспособности нового нормативного акта, а потому и спокоен. Он указывает на то, что некоторые меры не прописаны четко и могут вызвать различные интерпретации. Например, будет сложно точно установить, на 100 метров удалена от школы торговая точка или нет. А директор по корпоративным связям JT International Вадим Боцан-Харченко говорит, что "возможно самое разнообразное толкование термина 'образовательные учреждения'". Лояльность табачников к действиям депутатов легко объяснима: по их мнению, новый закон просто не будет работать. Один из собеседников Ъ вспомнил о том, что согласно уже действующему законодательству запрещено продавать сигареты несовершеннолетним. Однако эта норма обходится подростками с такой легкостью, что никак не влияет на рынок. С другой стороны, спокойствие производителей табака можно объяснить и тем, что цены на сигареты после принятия закона могут заметно вырасти. "Просто теперь увеличится объем взяток контролирующим органам, — сообщил Ъ руководитель одной из табачных фабрик, — что в итоге скажется на цене сигарет". Эту точку зрения разделяют и конечные продавцы табака — хозяева ларьков и торговых павильонов. Известно, что власти хотят убрать около 3 тыс. торговых точек, и после принятия антитабачного закона у Смольного появится еще один повод это сделать. "В моих ларьках уже рано утром люди, которые едут на работу, покупают сигареты, — сказал Ъ владелец небольшой сети, — больше их в это время нигде не купишь". Поэтому, если ларьки уберут, магазинам ничто не помешает повысить цены на табак, ведь купить его больше будет негде, пишет "Коммерсант".