Санкт-петербургская компания "Балтимор-Холдинг" вложит 4 млн долл. в развитие баночной консервации овощей (кукурузы и горошка в жестяных банках, кабачковой икры, огурцов, помидоров в стеклянной таре) и приступит к упаковке свежих плодов. С этой целью компания в настоящее время строит завод по переработке овощей в Краснодарском крае. Наряду с этим холдинг "Балтимор" намерен развивать собственную сырьевую базу и планирует направить 1,5 млн долл. на осуществление сельхозпрограммы. При этом руководство компании "Балтимор" отмечает, что предполагает добиться на этом рынке таких же показателей, какими обладает один из крупных производителей овощных консервов – компания "ПомидорПром". В самом "ПомидорПроме" говорят, что "Балтимор", судя по всему, решил заняться консервацией, так как некоторые розничные сети начали отказываться от продукции "Балтимора", "Пикадора" и переходить на более дорогие и оригинальные вкусы западных производителей. Санкт-петербургская агропромышленная группа "Балтимор-Холдинг" является крупнейшим производителем кетчупов в России и занимает 54% отечественного рынка и 5% мирового в данном сегменте. Также компания выпускает майонез (ее доля на российском рынке составляет 5%), соусы и горчицу. По данным самой компании, ее оборот по итогам 2003 г. составил 91 млн долл. Продукция "Балтимора" экспортируется в страны СНГ, Европы, Азии, а также в США. Питерцам принадлежат четыре завода в России и два в Узбекистане. Помимо производственных активов, в собственности "Балтимора" находится 4 тыс. га обрабатываемых сельхозугодий в Краснодарском крае. В настоящее время продукция компании представлена такими торговыми марками, как "Балтимор", "Краснодарье", "Восточный гурман", "8 овощей". В августе 2003 г. холдинг в лице ЗАО "Балтимор-Нева" разместил первый заем на 500 млн руб. со сроком обращения 3 года. Позже, в мае 2004 г., ФКЦБ зарегистрировала выпуск облигаций ЗАО "Балтимор-Нева" на сумму 1 млрд руб. со сроком обращения 4 года. Как ранее сообщало руководство компании, привлекаемые средства питерский производитель кетчупа планирует направить на реализацию инвестиционных проектов, связанных с расширением своего бизнеса. RBC daily стало известно, что питерская компания "Балтимор" всерьез намерена заняться плодоовощной консервацией и с этой целью строит в Краснодаре завод по переработке овощей. "Мощность этого предприятия составит 20 млн банок. В первый год после запуска (при условии его работы на полную мощность) мы рассчитываем, что получим (оборот) 15 млн долл.", – сказал корреспонденту RBC daily председатель совета директоров холдинга "Балтимор" Алексей Антипов. На покупку нового оборудования холдинг потратит 2,5 млн долл., всего же "Балтимор" вложит 4 млн долл. в развитие баночной консервации овощей (кукурузы и горошка в жестяных банках, кабачковой икры, огурцов, помидоров в стеклянной таре) и упаковку свежих плодов. Из этих средств 1,5 млн долл. будет потрачено на осуществление собственной сельхозпрограммы. "В настоящее время мы обладаем собственной сырьевой базой. В Краснодаре мы выращиваем почти все овощи, которые используем сейчас в производстве (кроме кукурузы и горошка). Это направление будет развиваться и дальше. Одна из наших задач – обеспечивать себя сырьем на 100%", – отметил г-н Антипов. Уже в ближайшей перспективе холдинг "Балтимор" намерен пополнить ассортиментную линейку консервированной фасолью, до конца 2004 г. будет реализована первая, пробная партия кабачковой икры в объеме 2 тонны (3,5 млн банок). По мнению экспертов, любые инвестиции в бакалейный сегмент потребительского рынка в настоящее время оправданы. Согласно данным ИФК "Метрополь", производство плодоовощных консервов, соков и соусов отличается высокой рентабельностью, а сам сегмент отрасли по темпам роста уступает только производству растительного масла, где ежегодный прирост составляет около 40%. Так, по подсчетам специалистов ассоциации "Консервпром", производство плодоовощных консервов в 2003 г. выросло по сравнению с предыдущим годом на 24% – до 4,658 млрд условных банок. При этом участники рынка отмечают, что потенциал российского рынка овощной консервации огромен, поскольку сегодня потребление этой продукции составляет около 10 условных банок на человека в год (без учета домашнего консервирования) при норме 100 банок. Судя по всему, воодушевленные этими прогнозами представители холдинга "Балтимор" уже в 2005 г. намерены занять прочные позиции на этом рынке и потеснить ведущих игроков по баночному консервированию. Руководство компании полагает, что "Балтимор" сможет достичь в перспективе того же присутствия на рынке баночной консервации, которое имеет сегодня на рынке кетчупов (54%). "Мы планируем, что оборот бизнеса в сегменте баночного консервирования уже в следующем году составит 20 млн долл. Помимо этого 5 млн долл. придется на продажи консервированных огурцов и помидоров", – говорит г-н Антипов. По его словам, компания "Балтимор" будет стремиться к результатам, которые в настоящее время на этом рынке показывает один из крупных его игроков – компания "ПомидорПром". Объем продаж продуктов баночной консервации этой компании за первое полугодие с.г. составил 10 млн долл. Она занимает 30% рынка кабачковой икры (от всего объема российского производства), 17% рынка огурцов, 3% – шампиньонов. В среднем, считают представители "ПомидорПрома", их доля на российском рынке соусов и овощных и фруктовых консервов составляет 15%. Между тем сами конкуренты сомневаются в осуществлении компанией "Балтимор" столь амбициозных планов. "Вероятно, этот холдинг решил заняться консервацией из-за того, что сейчас происходит удорожание вкусов (кетчуп, майонез) на бакалейном рынке. Некоторые розничные сети отказываются от продукции "Балтимора", "Пикадора", "Петросоюза" и переходят на продукцию Heinz, Kuhne. Таким путем пошла немецкая сеть Metro. На этом рынке начинается эпоха премиума: появился спрос на оригинальную и высококачественную продукцию", – сказала RBC daily маркетолог консервного холдинга "ПомидорПром" Аксиния Ребрий. При этом участники рынка отмечают, что у питерцев уже есть опыт по выводу на рынок продуктов баночной консервации, но неудачный. Дело в том, что в 2001 г. "Балтимор" запустил рекламную кампанию огурцов стоимостью 400 тыс. долл., а самого продукта замариновал только на 350 тыс. долл. В результате холдинг понес большие убытки и был вынужден на целый год приостановить производство таких консервов. "При этом качество российских огурцов и горошка, которые "Балтимор" планирует выращивать самостоятельно и использовать в консервировании, значительно уступает, к примеру, венгерскому. Также лучше по вкусовым параметрам недорогие индийские огурцы, которые наша компания использует сейчас в производстве", – говорит Аксиния Ребрий. По ее словам, "ПомидорПром" не собирается никому уступать свои рынки и имеет свои планы на укрупнение бизнеса.