Европейская табачная корпорация Altadis (марки Gitanes, Gauloises) нашла, наконец, ключ к российскому рынку. Ключом стало ЗАО "Балканская звезда" – до сих пор крупнейший независимый производитель и один из крупных дистрибьюторов табачной продукции в России. Вчера стала известно о том, что эпоха его независимости закончилась: представители компании подписали с Altadis соглашение о продаже ей 80,75% акций. Как сообщается, сумма сделки составила 147 млн евро, при этом она может быть увеличена на 20 млн евро – в зависимости от операционной прибыли покупаемой компании к моменту завершения сделки (к концу года). Оставшиеся почти 20% акций франко-испанский гигант готов выкупить у менеджмента и других миноритариев на тех же условиях и по той же цене за акцию. Сопрезиденты корпорации Жан-Доминик Комолли и Пабло Исла выразили "большое удовлетворение" в связи с этим соглашением, которое "обеспечит прочное присутствие Altadis в России – четвертом по объему табачном рынке мира, и усилит позиции корпорации во всей Центральной и Восточной Европе". Генеральный директор "Балканской звезды" Владимир Галагаев отметил, что сделка со "стратегическим инвестором, обладающим значительными финансовыми ресурсами и солидным опытом, даст новый толчок к развитию предприятия, а с ним и города Ярославля и области". Сделка усиливает и общее доминирование иностранного капитала в российской табачной отрасли. Таковой, представленный BAT, Altria (Philip Morris), JTI, Gallaher, и так контролировал свыше 70% отечественного производства сигарет и папирос, а теперь эта цифра может подняться до 80% или даже превысить этот уровень. Altadis объяснила свой проснувшийся интерес к России (куда до сих пор лишь импортировала свою продукцию, да и то в незначительных объемах) довольно просто: мало того, что Россия – четвертый соответствующий рынок в мире, но он еще и растет, в то время как многие другие рынки стагнируют. Специалисты компании решили, что даже те повышенные акцизы на табачные изделия в России, которые будут действовать со следующего года (8%), являются весьма щадящими по сравнению с налогами в Европе и Америке (где только табачные акцизы превышают 40%). Кроме того, сообщает свои инвесторам Altadis, в России уверенно растут ВВП, благосостояние и потребности покупателей. Ввиду того, что рекламные ограничения в стране опять же не такие жесткие, можно ожидать дальнейшего роста. Надежды на российский рынок возлагают и другие иностранные производители. И не в последнюю очередь потому, что, как отметил один из аналитиков J.P. Morgan (этот банк, кстати, выступил в качестве консультанта указанной сделки), "по сравнению с другими европейскими рынками Россия до сих пор остается диким Западом с точки зрения рекламы и продвижения табачной продукции". Известно, что к той же "Балканской звезде" присматривалась и подконтрольная британцам Reemtsma и JTI, и другие "табачные короли". В свою очередь представители Altadis последние три месяца интенсивно изучали работу "Донского табака", "Балтийской табачной компании" и других российских фабрик. Так же, как изучали и рынок в целом. Изучали, видимо, не без сомнений: прогнозы прогнозами, но в прошлом году в России наблюдались признаки перепроизводства сигарет – как, кстати, и в Европе. Но все же сомнения были отброшены: российские курильщики были признаны перспективными (в прошлом году последние выкурили свыше 320 млрд единиц продукции, из которых свыше 90% произведено в России, в этом году ожидается показатель в 380 млрд). При этом представители отмечают увеличение потребления в среднем и высшем ценовых сегментах. Впрочем, дорогие сигареты или махорку предпочитают россияне – мрачные медицинские показатели (в России ежегодно умирают от рака легких и других болезней, связанных с курением, до 400 тыс. человек) от этого в стране не улучшаются. В отличие от Запада, где в последние годы наметился небольшой прогресс – за счет снижения потребления сигарет в некоторых категориях населения. Снижение, впрочем, вынужденное: производителей не только давят огромными налогами, но и лишают возможности рекламировать свою продукцию (в старых странах ЕС), принимают законы об ограничении курения в общественных местах. Наконец, пугают многомиллиардными исками по поводу "ущерба здоровью" (из-за которых Philip Morris и другие гиганты начали быстро скупать активы, ранее считавшиеся непрофильными, – идет стратегическая подготовка к уходу из основного бизнеса). Россия, Китай, многие африканские страны в этом смысле считаются действительно "диким Западом" в смысле отношения к здоровью и окружающей среде. Как бы местные власти не шумели об охране здоровья населения и какие бы законы не принимали, до европейской (а в последнее время и американской) "табакофобии" там весьма далеко. Поэтому международные "сигаретные короли" и направляют стопы в Россию, куда, вообще-то, западные инвесторы стремятся крайне неохотно (ТЭК, пивоваренная и табачная отрасли – приоритеты показательны). Что касается вопроса о рекламных ограничениях и рекламе вообще, будет довольно интересно: пойдет ли Altadis по пути British American Tobacco (которая после покупки "Явы" провела "российско-патриотичную" и по сути "антиамериканскую" кампанию "Ответный удар")? То есть будет ли новый франко-испанский владелец ярославского предприятия льстить самолюбию и патриотизму российских курильщиков, продвигая, допустим, марки "1812 г." или "Балканская звезда" под лихими антизападными слоганами? В принципе чего не сделаешь ради финансового успеха на перспективном, но конкурентном рынке – хотя основная идея такой кампании на деле реализуется с точностью наоборот: именно Запад уже завоевал Россию. По крайней мере, табачную. И в этом смысле дела у западных производителей отнюдь не табак. Что касается потребителей, то им все равно, чей никотин вдыхать, сообщает RBC daily.