Созданная бывшим главой “Росспиртпрома” Сергеем Зивенко торгово-промышленная группа (ТПГ) “Кристалл” обзавелась дистрибьютором, который станет продавать ее продукцию в Москве. Новая дистрибьюторская сеть понадобилась ТПГ после развода со старым партнером, алкогольной компанией “Гросс”.
Торгово-промышленная группа “Кристалл” была создана в 2002 г. Сергеем Зивенко, до этого возглавлявшим ФГУП “Росспиртпром”. В группу вошли калужский ликероводочный завод “Кристалл” и обнинский завод “Кристалл-М”. ТПГ выкупила у московского завода “Кристалл” права на популярные водочные марки “Гжелка” и Cristall black label. Кроме того, ТПГ продвигает собственную водочную марку “Белое золото”, позиционирующуюся в сегменте суперпремиум. По оценке самой ТПГ, объем ее продаж составляет 450 000–500 000 дал водки в месяц. По оценке журнала Forbes, Сергей Зивенко входит в сотню богатейших россиян. Журнал оценил его состояние в $220 млн.
Основным сбытовым партнером ТПГ “Кристалл” с момента ее основания была дистрибьюторская компания “Гросс” (по данным участников рынка, ее контролирующими акционерами являются деловые партнеры Зивенко Ринат Хузин и Сергей Макаров). Но в мае “Кристалл” разошелся с “Гроссом”: ТПГ стала искать себе другого дистрибьютора, а “Гросс” занялся продвижением собственных водочных марок — “Славянской”, “Оболенской” и “Русского бриллианта”. Причины разлада обе компании до сих пор не комментируют. Сначала ТПГ планировала создать собственную сбытовую структуру “Кристалл-Вест”, но теперь принято решение предоставить права на дистрибьюцию продукции группы независимым оптовикам. Как рассказал “Ведомостям” президент группы Сергей Зивенко, в Москве эксклюзивный дистрибьюторский договор заключен с компанией “Агрос-Эко”. Представители “Агрос-Эко” вчера были недоступны, а в “Гроссе” от комментариев отказались. Но опрошенные “Ведомостями” участники рынка уже слышали о появлении у ТПГ нового дистрибьютора. “Агрос-Эко” очень уважаемая компания, работает на рынке более 10 лет, поэтому мы можем назвать выбор партнера ТПГ удачным“, — говорит вице-президент по маркетингу Русской вино-водочной компании (РВВК) Герман Климовский. Он уточнил, что “Агрос-Эко” является также крупным дистрибьютором РВВК и продает “Флагман” — основного конкурента “Гжелки”, однако разрывать свои отношения с “Агрос-Эко” РВВК не собирается. “Это нормальная практика на водочном рынке, когда оптовик продает конкурирующие брэнды”, — говорит Климовский. А вице-президент группы компаний “Вестор” Татьяна Савинова назвала сделанный группой “Кристалл” выбор неожиданным. “Агрос-Эко” всегда специализировалась на поставках элитной алкогольной продукции в дорогие магазины и рестораны, говорит Савинова. “Не очень понимаю, что они будут делать с таким массовым брэндом, как "Гжелка". Возможно, в пакете марок ТПГ "Кристалл" их в большей степени интересуют "Белое золото" и Cristall black label”, — предполагает она.