В конце прошлой недели стало известно о слиянии двух крупных молочных дистрибьюторов - "Молочного альянса", торгующего новозеландским маслом и "Инициативы ХХI век", партнера Valio. Участники рынка считают, что в ближайшее время конкуренция на рынке импортных молочных продуктов обострится и называют консолидацию способом обеспечить позиции на будущее. Маркетинговое агентство GfK оценивает ежегодные продажи фасованного сливочного масла в Москве примерно в 2 млрд руб. (около $71 млн). Финская Valio контролирует, по данным GfK, 17% рынка, "Новозеландские молочные продукты" (НЗМП, "дочка" крупного новозеландского холдинга Fonterra) - 13%. По оценкам участников рынка, "Инициатива ХХI век" продает в Москве около 20% масла Valio, на долю "Молочного альянса" приходится около половины продаж фасованного масла из Новой Зеландии (марки Anchor, "Доярушка" и др. ). Владельцы "Инициативы ХХI век" не раскрываются, в числе владельцев "Молочного альянса" до недавнего времени присутствовали менеджеры Останкинского молочного комбината (ОМК). На прошлой неделе участники московского продовольственного рынка получили письмо за подписями гендиректоров "Инициативы ХХI век" Александра Чупракова и "Молочного альянса" Александра Жесткова о том, что компании "объединили свои усилия в бизнесе". Дмитрий Михеев, представитель "Инициативы ХХI век", сообщил "Ведомостям", что компании сливаются в одну и сделка будет завершена в мае-июне. А Жестков из "Молочного альянса" заявил, что ему "нечего добавить" к словам Михеева. С акционерами "Молочного альянса" из числа менеджеров ОМК "Ведомостям" связаться не удалось, однако, по версии их представителя, пожелавшего сохранить анонимность, они продали бизнес "Инициативе". В 2002 г. "Молочный альянс" был лишен статуса эксклюзивного дистрибьютора НЗМП. "С тех пор бизнес потерял изюминку", - говорит собеседник "Ведомостей". По мнению Михеева из "Инициативы ХХI век", объединенной компании удастся улучшить продажи и новозеландского масла, и финских молочных продуктов, причем не только в Москве, но и в регионах. И Михеев, и Жестков отказались назвать условия сделки, воздержались от комментариев и представители Fonterra и Valio. Руководитель одного из крупных столичных дистрибьюторов "молочки" сообщил "Ведомостям", что ему предлагали купить "Молочный альянс", причем назывались цифры в диапазоне от $800 000 до $2 млн. Слияние двух торговых компаний отражает намечающийся процесс консолидации в отрасли, полагает Вадим Солод, президент компании "Нерком" (крупный дистрибьютор Valio). "На рынке активно обсуждается возможное введение квотирования поставок импорта молочной продукции в Россию. В этой ситуации смогут выжить только крупные игроки", - говорит он. А менеджер одной из компаний-импортеров напоминает, что в ближайшее время положение торговцев импортными молочными продуктами осложнится: ЕС сократил субсидии на экспортную (в том числе в Россию) молочную продукцию. На центнер сливочного масла субсидии снижены на 16 евро, на центнер твердого сыра - на 5,29 евро. "Так резко дотации давно не снижались, этого достаточно для обострения конкуренции в премиальном сегменте молочного рынка", - говорит импортер.