Результаты работы российских производителей фармацевтической продукции в 2003 году, опубликованные компанией RMBC, показывают, что отечественные компании продолжают уступать рынок иностранцам, несмотря на увеличение объемов производства. Впрочем, представленные данные обозначили интересный момент: компания ICN, которая является лидером среди российских компаний, активно наращивала производство продукции в течение прошлого года, несмотря на отставание темпов продаж. Судя по всему, новые собственники ICN готовятся к ее перепродаже или закрытию отдельных предприятий, не соответствующих мировым стандартам.
Российская ICN, ранее входившая в американскую компанию ICN Pharmaceuticals, в прошлом году произвела продукции на 115,2 млн долл. и даже потеснила в рейтинге отечественных производителей другой российский холдинг, занимавший первую строчку в прошлом году, – «Отечественные лекарства», который выпустил лекарственных средств на 104,7 млн долл. С существенным отставанием от лидеров следуют компании «Верофарм» (55,4 млн долл.), «Нижфарм» (53,2 млн долл.), сильно сдал позиции Владимир Брынцалов, одноименная компания которого («Брынцалов-А») переместилась с третьего места в 2002 г. на пятое место в прошлом с объемом производства 48,6 млн долл. Таким образом, темпы прироста лидера отрасли составили 38% по отношению к прошлому году. Вместе с тем, по данным Remedium, аптечные продажи компании росли более скромными темпами – всего лишь на 8%, достигнув 72,3 млн долл. «Если в 2002 г. ICN занимала 6-е место в рейтинге аптечных продаж, то по итогам 2003 г. она опустилась на 11-е место. Аналогичные тенденции наблюдаются с «Акрихином», который в 2002 г. входил в двадцатку лидеров аптечных продаж, а в 2003 г. в нее уже не попал», – прокомментировала RBC daily координатор департамента маркетинга RMBC Виктория Соколова. В то же время другие холдинги, наоборот, наращивают объемы аптечных продаж – например, «Нижфарм» увеличил продажи на 41% по сравнению с 2002 годом. Не исключено, что все это свидетельствует об ослаблении рыночных позиций ICN после смены собственника в 2003 г. Напомним, что прошлым летом инвестиционная компания «Профит Хаус», которая представляет интересы акционеров «Сибнефти», приобрела российские активы американской ICN – пять фармацевтических заводов, 96 аптек и офисное здание. Сумма сделки – 55 млн долл. (к тому моменту под управлением «Профит Хаус» находился уфимский фармзавод «Уфавита» и аптечная сеть «Чудо-доктор»). Якобы «Профит Хаус» покупал фармацевтические активы для другой структуры, аффилированной с акционерами «Сибнефти», – компании Millhouse Capital. В результате этих изменений, как отмечают участники рынка, из отдела продаж компании ушли многие менеджеры, что дестабилизировало продажи. Хотя, как пояснила RBC daily ведущий аналитик компании «Фармэксперт» Светлана Грудачева, сравнивать цифры объемов производства и объемов продаж не совсем правильно. По ее словам, в течение года продажи могут идти неравномерно, и то, что предприятие произвело в 4-м квартале 2003 г., частично продается уже в следующем году, кроме того, часть продукции уходит по тендерным закупкам и не учитывается в статистике розничных продаж. Впрочем, внеаптечные продажи оцениваются экспертами рынка не более чем в 20%, поэтому вопрос о причинах нарастания разрыва между динамикой продаж и производства остается открытым. Как предположил один из участников рынка, ICN может наращивать производство на каком-то из предприятий или даже на нескольких, чтобы создать запас продукции, а предприятия закрыть или продать. В пользу этой версии говорят два факта – с одной стороны, в следующем году у собственников ICN возникнут серьезные проблемы с дистрибуцией через свою сеть аптек (а это может составлять до 15% продаж холдинга), с другой стороны – в последнее время компания уступала конкурентам по ассортименту продукции, что усугубится введением в России с 2005 года обязательных стандартов GMP (надлежащей производственной практики), которым сегоднясоответствуют лишь отдельные производственные линии. Потенциальные трудности с дистрибуцией связаны с тем, что, согласно условиям сделки, Millhouse Capital в течение года должна сменить раскрученный бренд ICN и заменить его на собственный. Будет ли это бренд «Чудо-доктор», под которым продвигаются старые аптеки Millhouse Capital, или какой-то другой – пока не ясно. До сих пор компания не озвучила никаких планов в отношении фармацевтических активов. А сегодня в секретариате компании затруднились сказать, занимается ли у них вообще кто-либо фармацевтической отраслью. В любом случае смена бренда аптечной сети потребует огромных затрат на рекламу. Прежние аптеки под вывеской «Чудо-доктор» продвигались только на московском рынке, и то довольно скромно. Как полагают участники рынка, Millhouse придется отказаться от части сети ICN – скорее всего, не менее трети аптек будут проданы «в розницу», а остальные либо образуют ядро новой аптечной сети Millhouse, либо будут проданы оптом. Второй момент – ассортиментный проигрыш становится все более заметным даже среди российских производителей. «От ICN уже давно ждут какой-то новой стратегии, так как их ассортимент устарел, за последнее время они не вывели новых продуктов», – отмечает Виктория Соколова. Разработка новых продуктов занимает длительное время, является дорогим удовольствием и вряд ли входит в планы Millhouse, известной своими краткосрочными вложениями. Кроме того, нужно учитывать, что со следующего года в России вводятся стандарты GMP, что означает необходимость огромных вложений в реконструкцию производств или строительство новых линий. В этих условиях нынешний собственник явно заинтересован в закрытии ряда предприятий к концу года и в перепродаже наиболее ликвидных активов другим российским холдингам.