17:08 26.03.2004 Уже к середине лета автомобили иностранного производства могут подорожать более чем на 10%. Причиной этому станет планируемое повышение ввозных таможенных пошлин на иномарки с действующих сейчас 25 до 35%. За введение новых правил растаможки активно выступает не только и не столько отечественный автопром, сколько мировые автокорпорации, уже начавшие или собирающиеся начать производство своих автомобилей в России. Но, по мнению аналитиков, такое незначительное повышение пошлин приведет не к притоку иностранных инвестиций, а к повышению цен на отечественные автомобили. "Повышение пошлин на новые иномарки активизирует приток зарубежного капитала в отечественный автопром. При ввозном тарифе ниже 35% импортировать новые машины рентабельнее, чем вкладывать деньги в сборочное производство на территории нашей страны", - заявил президент Объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгений Лебедев. Он напомнил, что повышение пошлин еще на 10% предусматривается условиями вступления России в ВТО, а также концепцией развития отечественного автопрома, принятой в 2002 году. В Минэкономразвития корреспонденту "Родной газеты" подтвердили, что повышение пошлин на ввоз иномарок до 35% рассматривается как одно из непременных условий членства России во Всемирной торговой организации. Более того, чиновник министерства напомнил, что летом текущего года истекает срок действия заградительной пошлины в размере 25%. И в соответствии с концепцией развития российского автопрома на период окупаемости зарубежных инвестиций в создание производства иномарок в России, который оценивается в 4-5 лет, должна быть введена самая высокая ввозная пошлина на иномарки в размере 35%. По словам источника в МЭРТ, поправки в действующее законодательство подготовлены министерством еще в середине прошлого года, но "пока они положены под сукно и ждут своего часа". Опрошенные газетой аналитики сходятся во мнении, что предложения Минэкономразвития не дадут ожидаемого эффекта хотя бы потому, что пошлина в 35% не сможет ни закрыть, ни существенно ограничить ввоз иномарок на российский рынок. Как показывает исследование одной из ведущих консалтинговых компаний мира "Boston Consulting Group" ("BCG"), для того чтобы иностранные производители не ограничивались импортом в Россию, а начали инвестировать в создание производств, следует установить тарифы на уровне "более 30-35%", а также полностью закрыть рынок для подержанных машин. В качестве успешных примеров привлечения инвесторов на подобных условиях "BCG" называет Испанию, Бразилию, Китай и Таиланд. Эти страны повысили тарифы до 70% и более. В Индонезии пошлины составляют 150%, в Китае - 170%. По словам аналитика Объединенной финансовой группы Елены Сахновой, оптимальным для России было бы повышение импортного тарифа до 70-80%. "Только этот уровень сможет способствовать привлечению инвестиций", - говорит она. Больше всего от повышения ввозных пошлин пострадают рядовые граждане, заключают эксперты. По расчетам Андрея Кормилицына из "Тройки-Диалог", в случае повышения пошлин до 35% импортные автомобили подорожают для конечного потребителя на 8-10%, но это не сможет подорвать спрос на импортные автомобили - российские граждане продолжат покупать продукцию иностранных производителей. В настоящее время в России действует завод "Ford" в Ленинградской области, компания "Автотор" в Калининграде собирает немецкие "BMW" и корейские "Kia". Самым продуктивным по итогам 2003 года совместным предприятием стал проект "General Motors" - АвтоВАЗ, который собрал свыше 30 тыс. автомобилей "Chevi-Niva". Производство "отечественных иномарок" в 2003 году выросло в 5,5 раза. На днях компания "Ford" объявила о введении на своих заводах в России трехсменного рабочего дня. Но и такие ударные темпы развития сборочного производства не смогут обеспечить потребности внутреннего рынка, считают эксперты. Что касается отечественных производителей, то протекционизм в виде повышения ввозных пошлин для них не только неоправдан, но и вреден, считает Владимир Савов из "Brunswick UBS": "Они просто поднимут цены, не улучшая качества". Лишним подтверждением тому является ценовая политика АвтоВАЗа, отпускные цены которого после введения повышенных пошлин на иномарки в 2002 году растут гораздо быстрее темпов инфляции. Только с начала этого года волжский автозавод поднимал цены на свою продукцию уже 3 раза. В общей сложности вся линейка выпускаемых ВАЗом автомобилей подорожала за истекшие 3 месяца более чем на 5% и, по прогнозам экспертов, продолжит дорожать: по словам генерального директора компании "СеверстальАвто" Вадима Швецова, средняя стоимость автомобиля к 2010 году вырастет почти до 9 тыс. долларов. В то время как сейчас она составляет около 5 тыс. долларов, пишет "Родная газета". КСТАТИ. 31 марта АвтоВАЗ прекратит выпуск "девяток", перейдя на более дорогие модели семейства "Самара-2".