Компания решила приостановить продажи Dasani в Европе после того, как выяснилось, что в воде повышен уровень броматов, способствующих образованию опухолей. После этого Coca-Cola прекратила продажи продукта в Великобритании, первой европейской стране, куда он поставлялся. По словам представителей Coke, повышенное содержание броматов объясняется тем, что компании пришлось добавить в воду хлористый кальций, чтобы содержание кальция в ней соответствовало британским нормам. Сегодня многие страны Европейского союза предъявляют очень жесткие требования к качеству питьевой воды. Франция, например, требует, чтобы вода содержала необходимое количество определенных минералов. А в Великобритании специалисты проверяют воду на содержание кальция. В США никто не заставлял Coke добавлять кальций в Dasani, а вот в Британии компания специально добавила хлорид кальция, чтобы вода соответствовала британским стандартам. Инцидент вызвал в европейской прессе волну воспоминаний об угрозах загрязнения питьевой воды во Франции и Бельгии в 1999 г. Тогда в скандал оказалась втянутой и Coke. В результате она свернула продажу классической "Кока-Колы" в Европе. Позже начались проблемы с продвижением на европейский рынок Dasani. Coke пришлось вступить в острую конкурентную борьбу с гигантами европейского рынка питьевой воды - Nestle, производителем Evian и San Pellegrino, и Danone, которая разливает Perrier. В частности, во Франции эти компании держат 70% рынка питьевой воды. В последние недели репутацию Coke на рынке подорвали публикации в британской прессе. Компанию раскритиковали за то, что она продавала фильтрованную водопроводную воду вместо родниковой, которую ожидали получить от нее европейцы. А на прошлой неделе в одной из британских газет появился заголовок: "Долой воду, вызывающую рак! ". "Если они [Coke] попытаются и дальше вливать в людей свою воду, они могут вызвать еще большую волну гнева, - говорит Том Пирко, президент консалтинговой фирмы Bev Mark. - Но Coke трудно признать свою вину. Способна ли компания принять такое решение? " Coke, судя по всему, не собирается полностью отказываться от продажи Dasani в Европе. По крайней мере, вплоть до вчерашнего дня она планировала презентовать эту марку во Франции и начать продавать ее в Германии. "Успех Dasani в США, Канаде и некоторых других, более маленьких странах давно доказанный факт, - утверждает пресс-секретарь Coke Дэн Шефер. - Мы не видим причины отказываться от продаж в Европе. Но сейчас просто неподходящее время, чтобы продвигать ее на рынок". В ближайшее время компания собирается продавать в Европе более мелкие брэнды: Malvern в Великобритании и BonAqua в Германии. По мнению экспертов, Coke будет нелегко в обозримом будущем развернуть бизнес в Европе. Ее доля на европейском рынке питьевой воды сейчас составляет всего 2%. Однако аналитики рынка говорят, что в краткосрочной перспективе компания не понесет значительных финансовых убытков из-за скандала вокруг Dasani. (WSJ, 25. 03. 2004, Мария Подцероб, Кирилл Корюкин)