На днях интернет-магазин бытовой техники «Холодильник.Ру» объявил об открытии в Москве традиционных торговых залов под одноименным брендом. К концу 2004 г. их число предполагается довести до 10 штук, среднемесячный оборот каждого из них будет сопоставим с оборотом самого интернет-магазина. Опрошенные RBC daily торговцы бытовой техникой по-разному относятся к этой затее. С одной стороны, создание собственной торговой сети может способствовать сокращению издержек, связанных с безопасностью доставки товаров. С другой стороны, это приведет к дополнительным расходам на аренду помещений и, как следствие, к повышению цен. Специалисты также сомневаются, насколько соседство под одной торговой маркой традиционных и интернет-магазинов может иметь синергетический эффект. Несмотря на это, они не исключают, что в ближайшем будущем выход интернет-торговцев из виртуального пространства в реальное примет массовый характер. «Холодильник.Ру» – интернет-магазин бытовой техники, интерактивный проект торгового дома «Эдил». Как сообщил RBC daily руководитель отдела розничных продаж магазина Андрей Толкачев, решение об открытии торговых точек офлайн под тем же названием, что и интернет-портал, было принято в связи с успешным развитием торговой марки. «Наша компания открыла уже 2 магазина, к середине апреля их число будет доведено до 4, а к концу года планируется открыть 10-й магазин, – сообщил он. – Их размер будет варьироваться от 60 до 1 тыс. кв. м. Прогноз по обороту в среднем по одному офлайн-магазину – около 10 млн руб. в месяц, т.е. примерно столько же, сколько и в самом интернет-магазине». Представители интернет-магазинов считают, что подобный шаг может быть оправдан с точки зрения сокращения издержек. «Причин для открытия офлайн-магазинов несколько, – сказал RBC daily гендиректор интернет-магазина по продаже сотовых телефонов «Моббико» Сергей Барышников. – Во-первых, при доставке товаров дороже 1 тыс. долл. возникает опасность, что курьер будет попросту ограблен. Во-вторых, зачастую покупатели не могут выбрать нужный им товар, они хотят увидеть понравившиеся модели своими глазами. С одной стороны, везти несколько моделей телефонов, как в нашем случае, опять-таки становится небезопасно. С другой стороны, если речь идет о бытовой технике, это просто невозможно. Наконец, часть клиентов по тем или иным причинам желают обменять или вернуть купленный товар. Мы сталкиваемся с 3-5 подобными случаями в день. Посылать к каждому из них курьера невыгодно, проще предложить им приехать в наш магазин». Однако точку зрения, согласно которой традиционные магазины помогут сократить издержки «виртуальным» торговцам, разделяют далеко не все опрошенные RBC daily специалисты. «Каким образом интернет-магазины смогут сохранить цены на товары низкими, если они будут выходить в офлайн? – недоумевает представитель компании «МИР» Андрей Зуев. – У интернет-магазинов есть определенные технологии торговли, им достаточно иметь склад и штат курьеров, что позволяет устанавливать достаточно низкие цены на товары, но, если они станут создавать традиционные магазины, у них, безусловно, появятся расходы на аренду торговых площадей, логистику, охрану и т.д.». А по мнению Романа Горшкова, генерального директора интернет-магазина «003.Ру», основного конкурента «Холодильник.Ру», открытие розничных магазинов интернет-торговцами не будет давать синергетического эффекта. «Интернет-торговля и традиционные магазины – два разных бизнеса. Вероятно, за счет такого хода эта компания хочет выйти на больший объем продаж и тем самым добиться снижения закупочных цен. Другого эффекта от открытия магазинов для интернет-торговли не будет. Есть смысл открывать шоу-рум для товаров, продающихся в сети, но не целую сеть магазинов в городе», – сказал он RBC daily. А по мнению руководителя интернет-представительства крупной сети по продаже бытовой техники, розничный проект «Холодильник.Ру» скорее похож на PR-акцию, чем на развитие нового направления бизнеса. «Этот интернет-магазин принадлежит торговому дому, который традиционно занимался бытовой техникой. У этой компании есть или, по крайней мере, были раньше обычные магазины в Москве, и они попросту могут быть переименованы», – заявил он RBC daily. Между тем сами интернет-торговцы не согласны с тем, что открытие традиционных магазинов не поможет развитию электронного бизнеса. «Возможно, мы потеряем в обороте интернет-магазина за счет точек продаж офлайн. Но мы рассматриваем офлайн-магазины как поддержку для виртуального магазина, – отмечает Андрей Толкачев. – Когда потребитель увидит, что магазины и склады существуют на самом деле, это должно заметно увеличить доверие к интернет-компании». Более того, «виртуальные торговцы» считают, что открытие офлайн-магазинов под сетевыми торговыми марками в ближайшем будущем может принять массовый характер. Компания Allposters.Ru, интернет-торговец постерами, сделала это еще в 2002 г., своя торговая точка есть у продавца мобильной техники «Porta.Ru». «Мы также открыли уже 3 офлайн-магазина и считаем, что эффективно иметь до 10 таких точек продаж», – полагает Сергей Барышников из «Моббико». По его мнению, это неизбежный сценарий для «виртуальных торговцев». «Рано или поздно каждый успешный интернет-магазин придет к осознанию того, что открытие точек продаж офлайн позволит сократить издержки, связанные с транспортными расходами и обеспечением безопасности, – отмечает он. – Кроме того, такие точки обеспечивают приток новых клиентов. В случае с нашими магазинами 80% клиентов составляют пользователи Интернета, узнавшие о них на сайте, а 20% – это покупатели с улицы».