Книготорговая сеть "Топ-книга" решила построить в Новосибирске книжный гипермаркет с самым широким ассортиментом книг в стране. Компания рассчитывает, что книжные магазины западного образца будут востребованы российскими потребителями. Столичные участники рынка сомневаются, что новый формат книжного магазина будет востребован в регионах. Топ-книга - крупнейшая книготорговая сеть, объединяющая 124 магазина в 58 городах России. Состав учредителей и оборот сети не раскрывается. По данным гендиректора "Топ-книги" Георгия Лямина, компания ежемесячно реализует 3 млн книг (с учетом оптовой торговли). Площадь крупнейшего магазина "Топ-книги" в Новосибирске - Сибирского дома книги - около 600 кв. м. Как рассказал "Ведомостям" гендиректор "Топ-книги" Георгий Лямин, проект подразумевает возведение книжного гипермаркета площадью 2300 кв. м. Более половины торговой площади займет книжная секция, предполагаемый ассортимент будет насчитывать до 100 000 наименований. В остальной части гипермаркета разместятся отделы музыки, кино и другого "медиапродукта", а также кофейня. Сейчас компания ведет переговоры с потенциальными арендаторами гипермаркета. Заказчиком и застройщиком является финансово-строительная компания "Новосибирская". По словам директора стройкомпании Сергея Чернатова, возведение здания начнется во II квартале 2004 г. на пл. Маркса, а ввод его в эксплуатацию намечен на осень 2005 г. Лямин говорит, что это станет первой попыткой создать книжный гипермаркет с нуля по западному образцу, способный удовлетворить существующий спрос читателей. "Это эксперимент на будущее, мы хотим понять, может ли новый книжный магазин западного уровня приносить прибыль", - говорит предприниматель. По его словам, общая стоимость "эксперимента" составит $2 млн, срок окупаемости проекта - не менее пяти лет. Часть средств компания уже инвестировала из собственных денег, также "Топ-книга" ведет переговоры о кредите со Сбербанком. По словам Лямина, пока это единственный крупный проект компании, строительство подобных гипермаркетов в других городах не планируется. Руководитель "Топ-книги" утверждает, что, максимальный ассортимент, который предлагают крупнейшие книжные магазины в стране, не превышает 65 000 наименований. Обычные магазины могут одновременно держать на полках около 25 000 книг, при этом в прошлом году в России было издано 80 000 наименований, говорит Лямин. По его словам, в среднем ассортимент магазинов сети "Топ-книга" насчитывает 25 000 наименований, ассортимент независимого книжного магазина не превышает в среднем 10 000 книг. Гендиректор компании "Мастер-Книга" Вадим Синянский считает, что формат гипермаркета, выбранный "Топ-книгой", вполне оправдан. "Ресурсы "Топ-книги" позволяют представить в Новосибирске заявленный ассортимент, но вот есть ли в нем необходимость у новосибирского потребителя, это вопрос", - говорит он. По мнению Синянского, если больше половины площади будут занимать не книги, а медиапродукт, вероятность успеха будет выше. Исполнительный директор компании "Библио-Глобус" Лариса Веденьева полагает, что "Топ-книга" в реализации проекта может столкнуться с низкой платежеспособностью населения в регионе. Она сообщила, что крупнейший магазин компании в Москве занимает площадь около 2000 кв. м и имеет ассортимент около 100 000 наименований. Гендиректор Московского дома книги Надежда Михайлова, напротив, говорит о перспективности открытия подобных магазинов в регионах. Но она также сомневается в наличии спроса на предполагаемый ассортимент. "У нас сейчас около 70 000 наименований, ставить больше экономически нецелесообразно", - говорит Михайлова. Московский дом книги, по ее словам, занимает 5000 кв. м, из них около 3000 кв. м - торговая площадь. По словам Михайловой, ассортимент в 100 000 наименований означает, что около 20 000 - 30 000 книг в этом случае будут выпущены годом ранее, а "чем старше книга, тем меньше она востребована". Впрочем, Михайлова полагает, что спрос на такой формат книжных магазинов в регионе высокий и идея "Топ-книги" выглядит привлекательной. НА МОСКВУ: Осенью 2003 г. "Топ-книга" приобрела у компании "Росмэн" сеть из восьми убыточных магазинов "Читай-город" в Москве. По словам гендиректора "Топ-книги" Георгия Лямина, появление в сети московских магазинов не планировалось: "Выход в Москву - это цепочка случайностей". В течение года компания намерена отработать технологию работы на московском рынке. По словам Лямина, оказалось, что рентабельность коммерческой книготорговли в этом регионе ниже, чем в среднем по России. "После трех месяцев работы мы поняли, что Москва - совсем другая страна", - говорит гендиректор "Топ-книги".