Вслед за захватом водочного рынка федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" начало атаку на рынке вин. ФКП зарегистрировало товарный знак "Советское" и теперь намерено установить контроль над производством одноименного шампанского. Между тем на его долю приходится более половины всех игристых вин, продаваемых в России, и появление владельца этого товарного знака производители восприняли без энтузиазма. Но платить роялти ФКП, похоже, все-таки будут. Советское шампанское было разработано в 1928 году Совнархозом и выпускалось абсолютно на всех комбинатах шампанских вин бывшего СССР. Спустя 75 лет у него нашелся хозяин в лице ФКП "Союзплодоимпорт". Заявка на регистрацию слова "Советское" в 33-м классе (вино) была подана еще в декабре прошлого года, а 4 марта ФКП получило свидетельство о регистрации этого товарного знака на территории России. Теперь "Союзплодоимпорт" намерен заключить со всеми 25 производителями Советского шампанского лицензионные соглашения и взимать установленный Минсельхозом роялти в размере 1,1 руб. с литра (80 коп. с бутылки). Объем продаж игристых вин в России составляет 140 млн бутылок в год. Более половины (80-85 млн) выпускается под маркой "Советское шампанское". Таким образом, потенциальный годовой доход правообладателя, то есть государства, может составить 64 млн руб., или чуть более $2 млн. Правда, в течение первых нескольких лет эта сумма будет несколько меньше – из всего Советского шампанского, присутствующего на рынке, 20% поступает из Молдавии и с Украины. Между тем в ФКП говорят, что иностранные производители лицензии, скорее всего, не получат. Как заявил гендиректор ФКП Владимир Логинов, "приоритет будет отдан российским комбинатам – они страдают из-за демпинга иностранных поставщиков, поэтому мы хотим сделать рынок игристых вин чище". Специалисты в области интеллектуальной собственности считают, что ФКП просто воспользовалось своим административным ресурсом. В противном случае зарегистрировать этот товарный знак просто бы не позволили. "Регистрация слова 'советское' абсолютно незаконна,– считает Вадим Усков, владелец юридической компании 'Усков и партнеры'.– В случае со словом 'советское' в сознании потребителя нет идентификации с конкретным производителем, поэтому можно говорить о потере различительной способности: Советское шампанское просто указывает на вид игристого вина. Все это противоречит закону 'О товарных знаках'". Не поддерживают регистрацию товарного знака и производители. Как отметил гендиректор Московского комбината шампанских вин Александр Разуваев, "Советское шампанское – это не торговая марка, а ГОСТ, определенная рецептура". Впрочем, в ФКП считают, что все было сделано правильно. Всесоюзное внешнеторговое объединение "Союзплодоимпорт" (ФКП является его правопреемником) еще в 1969 году зарегистрировало товарный знак Soviet Sparkling ("Советское игристое"). Права на этот товарный знак и стали основанием для регистрации "Советского" за ФКП. "У каждого брэнда есть свой владелец. А у Советского шампанского такого владельца до сих пор не было. Теперь мы сможем реанимировать рынок",– подытожил господин Логинов. ФКП собирается вводить унифицированную этикетку для всех производителей и в перспективе контролировать цены. Работу по заключению лицензионных соглашений в "Союзплодоимпорте" намерены закончить через три месяца. Судя по всему, реализовать эти планы будет несложно. По крайней мере, вчера общий смысл высказываний всех опрошенных руководителей комбинатов шампанских вин сводился к одному: легче заплатить, чем выяснять отношения с "Союзплодоимпортом". "После того как ФКП выиграло борьбу за советские водочные брэнды, стало понятно, что спорить с ними бессмысленно",– говорит директор по продажам завода "Корнет" Игорь Журавлев. Впрочем, так считают не все. Больше всех возражают импортеры, которые зачастую являются и владельцами заводов в странах СНГ. Как заявили вчера Ъ в одной компании, специализирующейся на импорте игристых вин, "сразу после того, как мы получим уведомление из ФКП, мы подадим возражение в палату по патентным спорам с требованием аннулировать регистрацию", пишет "Коммерсант".