Одна из ведущих российских сетей видеопрокатов - "Видеобум" - распродается по частям. Выставившему "Видеобум" на продажу основателю сети Михаилу Залищанскому не удалось найти покупателя на весь бизнес целиком. Группа компаний "Видеобум" была выставлена на продажу в 2003 г. - владельцы решили заняться другими направлениями бизнеса. Осенью 2003 г. в "Видеобум" входило 38 видеопрокатов (из них 23 в московском регионе) , ЗАО "Видеобум 1" (владелец брэнда) , ЗАО "Видеобум-Развитие", занимающееся дистрибьюцией и обслуживанием франчайзеров, и кадровая служба "Страна видео". Весь холдинг оценивался в $1,07 млн. Сейчас в собственности "Видеобума" остались 27 видеопрокатов, из них 12 - в регионах. 11 проданы по отдельности, и такая же участь ожидает оставшиеся. Михаил Залищанский, основной владелец "Видеобума", рассказал "Ведомостям", что изменение концепции продажи связано с тем, что вся структура в целом оценивалась более чем в $1 млн, тогда как наибольший интерес к видеопрокатному бизнесу проявляют маленькие частные инвесторы. "Это в основном семейный бизнес", - считает он. В результате переговоров с потенциальными покупателями выяснилось, что мелкие инвесторы готовы заплатить за каждый прокат больше, чем крупные структуры. По данным Владимира Ермолаева, консультанта компании "Магазин готового бизнеса", занимающейся продажей "Видеобума", средняя цена московских видеотек сети "вразбивку" составляет $35 000, тогда как при продаже всех их одному покупателю каждая стоила бы примерно на 20% дешевле. Кроме того, сети, в отличие от частных инвесторов, не проявляют интереса к региональным прокатам, приводит еще один довод Залищанский. Впрочем, четыре московских проката "Видеобум" купила конкурирующая сетевая структура - "АвалонВидео". Как рассказал ее гендиректор Максим Вохонцев, за каждый было заплачено больше $35 000. Он считает, что продавцы "Видеобума" поступают логично, продавая компанию по частям. Найти покупателя на всю сеть целиком изначально было очень сложно, полагает он. У "Видеобума" наряду с "мощными" высокорентабельными прокатами, интересными для сетевиков, есть и небольшие "точки", не подходящие крупным компаниям, но интересные мелким инвесторам, объясняет Вохонцев. "АвалонВидео" готово покупать прокаты с оборотом не ниже $5000 в месяц. По мнению Вохонцева, стоят такие объекты не менее $40 000. "АвалонВидео" проявляет интерес еще к нескольким "Видеобумам", выставленным на продажу. Залищанский рассчитывает, что большинство новых владельцев прокатов продолжит работать под вывеской "Видеобум" на условиях франчайзинга. Пока от прежней вывески отказались немногие, отмечает он. Вохонцев из "АвалонВидео" также считает, что для мелкого предпринимателя работа в зарекомендовавшей себя сети намного эффективнее, чем просто под вывеской "Видеопрокат". Залищанский пока сохраняет за собой управление головными структурами сети. Однако они также выставлены на продажу. По словам Ермолаева из "Магазина готового бизнеса", они оцениваются примерно в $150 000. Новый директор одного из уже проданных прокатов на условиях анонимности подтвердил "Ведомостям", что пока собирается работать как франчайзер "Видеобума". По его словам, это достаточно выгодно, так как роялти за использование раскрученного брэнда невелики - не более 1% от оборота, при этом он получает скидку на приобретение кассет - до 30%. Другой покупатель салона "Видеобум" говорит, что специально приобрел "точку" популярного брэнда, так как у него "нет сил" раскручивать собственную марку. "Кроме того, я не думаю, что кто-то может сделать брэнд "круче" "Видеобума". Если бы у меня были средства, я купил бы эту сеть целиком, так как бизнес мне кажется очень перспективным", - говорит предприниматель.