Российских производителей не смогла защитить даже введенная по их просьбе пошлина на импортную карамель - украинская все равно оказалась дешевле отечественной. А летом заканчивается действие и этой защитной пошлины. По данным исследования агентства ACNielsen, во втором полугодии 2003 г. лидерами российского рынка карамели были холдинги "Объединенные кондитеры" - 28,3% рынка и "СладКо" - 10,9%. Украинская корпорация Roshen в 2003 г. занимала 7,3% российского рынка карамели. По данным ГТК, в 2002 г. Украина поставила в Россию 26 268 т, или 85,8% от всего импорта карамели. Согласно оценке холдинга "Объединенные кондитеры", в этом году в нашей стране будет продано карамели на 20,7 млрд руб. в розничных ценах (более $700 млн). На этой неделе украинское маркетинговое агентство Marketing.vc опубликовало исследование экспорта украинской карамели в Россию. По данным агентства, республика в 2003 г. восстановила объем экспорта карамели в Россию, упавший в 2001 г. после введения нашей страной импортной пошлины (21% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро/кг) и НДС. По оценке Marketing.vc, экспорт карамели в Россию снизился тогда на 40% (на $50 млн). В 2001 г. после обращения Ассоциации кондитерских предприятий России (АСКОНД) было принято постановление правительства о введении на 2,5 года (до 26 июля нынешнего года) пошлины и НДС на импортную карамель. До этого украинские сладости поставлялись в Россию беспошлинно, что привело к резкому сокращению российского производства карамели. По данным АСКОНД, в 1999 г. в Россию было поставлено 62 000 т украинской карамели (34% от годового российского производства) , в 2000 г. украинские поставки выросли еще на 50%. По оценке Marketing.vc, в 2003 г. экспорт украинской карамели увеличился по сравнению с 2002 г. на 34,3% и составил 51 723 т. Динамика роста украинского экспорта в 2004 г. обещает стать еще более впечатляющей. В минувшем январе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года украинцы поставили в Россию карамели больше на 55% в натуральном выражении или на 38,7% - в денежном. "Преимущества экономического характера позволяют [украинским производителям] достигнуть разницы в ценах на карамель до 30% , что позволит продолжать наращивать объемы экспорта на протяжении всего 2004 г. ", - говорится в исследовании Marketing.vc. Украинских производителей привлекает потенциал российского кондитерского рынка. Они называют его четвертым по величине после Великобритании, Германии и США и оценивают его общую емкость в $5 млрд. "Даже с учетом уплаты всех пошлин украинские сладости конкурентоспособны на российском рынке и по цене, и по качеству", - отмечает заместитель генерального директора киевской компании "АВК" Андрей Дикунов. "АВК" в 2003 г. увеличила экспорт в Россию на 22% , в этом планирует еще как минимум 15% -ный рост. "Давление украинских кондитеров на российский рынок не прекращалось [после введения пошлины], - говорит президент АСКОНД Виктор Шаршапин. - Экспорт [украинской] карамели действительно снизился в пять раз (с 72 000 т в 2001 г. до 15 600 т в 2003 г. ) , но за это же время вырос экспорт карамели с содержанием какао, которая не попала под действие пошлины". По словам Шаршапина, украинская карамель даже при пошлине в 21% оказывается дешевле российской, потому что тамошнее правительство поддерживает кондитеров: этикетки, какао-бобы, ароматизаторы на Украине не облагаются пошлиной, российские производители же вынуждены платить от 5% до 15% пошлины. "Потом у них действительно дешевле сахар, рабочая сила и электроэнергия. В результате украинская карамель даже во Владивостоке стоит на 10 - 20% дешевле российской", - сетует Шаршапин. Менеджер по маркетингу "СладКо" Елена Соколова признает, что помимо ценового преимущества украинская карамель отличается неплохим качеством, а "на российский рынок приходят новые интересные концепции продуктов". "Но российские и иностранные производители отнюдь не собираются сдавать свои позиции на рынке карамели", - говорит Соколова. "Позиции украинцев в России действительно сильны, но серьезных переделов на рынке не наблюдалось", - говорит директор по маркетингу холдинга "Объединенные кондитеры" Юрий Ковалевский. Российским и украинским конкурентам предстоит конкурировать на все более тесном рынке. По оценке "СладКо" и "Объединенных кондитеров", рынок весовой карамели, в котором были особенно сильны украинцы, будет падать в объеме на 1 - 2% в год при небольшом росте в денежном выражении. Но на всякий случай АСКОНД будет продолжать борьбу с украинскими экспортерами. По словам президента АСКОНД Шаршапина, ассоциация уже обратилась в рабочую группу правительственной комиссии по защитным мерам с просьбой продлить действие пошлины на импортную карамель, включая содержащую какао, но пока этот вопрос отложили до апреля.