Заклятые конкуренты на автомобильном рынке - японская Toyota и американская Ford Motor Company нашли сферу для сотрудничества. Toyota продаст Ford лицензии на производство отдельных компонентов гибридных двигателей, сочетающих электромотор и двигатель внутреннего сгорания. В 2003 г. Toyota произвела 6,783 млн автомобилей. В 2002 финансовом году, закончившемся в марте 2003 г. , выручка компании составила $136,6 млрд, чистая прибыль - $8,12 млрд. Ford Motor Company в 2003 г. продала 6,72 млн автомобилей. По итогам прошлого года выручка Ford составила $164,2 млрд, чистая прибыль - $495 млн. 9 марта Toyota и Ford объявили о сделке по продаже американской компании лицензий на производство некоторых компонентов гибридных двигателей. Toyota и Ford также договорились об обмене лицензиями на технологию, направленную на уменьшение выброса оксидов азота в окружающую среду. Сумму сделки ни в одной из компаний раскрывать не стали. Машины-гибриды являются менее экологически вредными по сравнению с обычными автомобилями. Их особенность заключается в том, что обычный бензиновый двигатель дополняется электромотором. Toyota первой в мире начала выпускать автомобили-гибриды. С 1997 г. корпорация продала свыше 200 000 таких машин, в том числе 53 000 - в прошлом году. Вслед за Toyota на новый рынок вышла японская Honda Motor. А в 2002 г. Toyota подписала соглашение сроком на пять лет с японской Nissan Motors о продаже лицензии на производство "гибридных" двигателей, которое вступит в силу в 2006 г. Но представители других автомобильных компаний, в том числе и Ford, до сих пор не спешили налаживать производство таких машин. В частности, они ссылались на высокие затраты для их производства и низкий спрос на них. Но теперь, по крайней мере для Ford, ситуация изменилась. В 2003 г. компания снизила производство автомобилей на 3% и уступила Toyota, увеличившей продажи на 10% , 2-е место в мире по объему производства машин. В компании говорят, что выпуск гибридов начнется уже в нынешнем году. К тому же со временем конкуренция между автомобильными концернами, особенно американскими и японскими, будет только нарастать. А меры по снижению негативного воздействия автомобилей на окружающую среду сейчас являются одним из решающих факторов увеличения продаж в Западной Европе, Северной Америке и Японии. Ведь население именно этих регионов очень сильно страдает от неимоверно высокого количества выхлопов вредных веществ. Природоохранная технология считается важной частью развития автомобильных компаний. Аналитики полагают, что Toyota вряд ли сможет заработать на продаже лицензий на производство двигателей-гибридов серьезные деньги. Но Курт Зангер из ING Securities отмечает, что для Toyota важность соглашения заключается в возможности устанавливает в мире собственные стандарты производства двигателей-гибридов. А Ford получит новую технологию, разрабатывать которую самостоятельно ему было бы затруднительно из-за финансовых неурядиц. (WSJ, 9. 03. 2004, Михаил Аландаренко)