FLEXCOM.RU | БИЗНЕС ОБЪЯВЛЕНИЯ | КАТАЛОГ КОМПАНИЙ | НОВОСТИ | ВАКАНСИИ/РЕЗЮМЕ | ВОПРОСЫ/ОТВЕТЫ |
| |||
| |||
|
09:57 11.03.2004 Одной из важнейших задач любого государства является борьба с проникновением на потребительский рынок низкокачественной продукции. Такой, которая не отвечает требованиям стандартов, нормативно-технической документации, договорам по защите интересов потребителей и здоровья нации. Как правило, контрольные организации в цивилизованных странах допускают в отгруженной партии промышленных товаров лишь незначительное количество дефектов, которые не влияют на их потребительские свойства. Так, среди недорогих товаров таких дефектов не должно быть более 5 процентов, средних - 4 процента и дорогих - 2,5 процента. Дефекты на изделия типа "люкс" исключаются вообще. На продовольственные товары качественные критерии еще более жесткие. Попробуйте реализовать на рынке Евросоюза несертифицированную продукцию! Это совершенно невозможно, так как действующие в странах ЕС законы делают сертификацию по существу добровольно-принудительной. За продажу некачественных товаров производители и продавцы лишаются права на торговую деятельность и подвергаются уголовной ответственности. И тем не менее строгие законы никого на Западе не пугают, наоборот, только позволяют развиваться среднему и мелкому бизнесу. А как у нас? Ранее ни одна партия импортных товаров без проверки их качества экспертами Торгово-промышленной палаты, ее филиалов на местах, другими контрольными органами в продажу не поступала. В случае нарушений условий контракта инофирмами на них налагались штрафные санкции. В бытность Минвнешторга СССР, как правило, брак измерялся несколькими процентами или даже долями процента. Но даже за это существовал серьезный спрос вплоть до снятия с работы ответственных должностных лиц. Разумеется, ничего подобного теперь нет. Упразднение в ходе якобы рыночных реформ вышеназванной четко действующей системы привело к тому, что наш внутренний рынок наполнился некачественными и экологически вредными продуктами. В последние годы ситуацию с качеством импортных товаров народного потребления впору назвать катастрофической. По сравнению с 2000 годом в 2002 году процент брака по многим импортным товарам увеличился в несколько раз. Например, по муке он вырос с 10 до 50 процентов, растительному маслу - с 18 до 88 процентов, куриным яйцам - с 18 до 100 процентов (!), мясным полуфабрикатам - с 23 до 55 процентов. Процент брака по коврам увеличился с 43 до 71 процента, велосипедам - с 17 до 49 процентов (!), часам - с 34 до 59 процентов, кожгалантерее - с 57 до 65 процентов, обуви кожаной - с 48 до 57 процентов (стоит ли удивляться, что мы спустя год-второй покупаем новые сапоги?), автозапчастям - с 20 до 44 процентов. Какие цели преследует Минэкономразвития РФ, давая простор бесконтрольному экспорту в Россию отбросов из других стран? Вопрос риторический. Мало того что такая "торговая политика" подрывает экономический потенциал страны, мешает развитию отечественного производства, лишает миллионы российских тружеников их рабочих мест и достойного заработка, но и в ряде случаев наносит прямой ущерб их здоровью. Если мы действительно строим рыночную экономику, то почему бы не воспользоваться уже упомянутыми законами, принятыми в цивилизованных странах в интересах как производителей, так и потребителей? Однако этот простой, казалось бы, вопрос остается без ответа... В 2001 году Минэкономразвития добилось принятия федерального закона РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Суть его заключается в том, что любая торговая точка, будь то мелкая или крупная фирма, не может быть подвергнута плановой проверке чаще одного раза в два года, да и то лишь по специальному разрешению руководства торговой инспекции. Это положение дает возможность недобросовестным продавцам в течение двух лет торговать некачественной продукцией, заранее подготовиться к проверке и спрятать концы в воду. Более того, узнав о предстоящем визите контролеров, руководители торговой точки закрывают ее либо именно в это время специально отсутствуют. А по новому закону без их присутствия проверку начинать нельзя... Такого унижения контролеров нет ни в одной стране. В октябре прошлого года к упомянутому выше закону была принята поправка о введении трехлетнего моратория на плановые проверки субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации. Что тут скажешь? На мой взгляд, надо устанавливать мораторий не на проверки, а на взыскание государством минимальных налогов. (Аналогичное положение существовало в законодательстве СССР для начинающих экспортеров, и оно принесло положительные результаты.) Сами проверки должны проводиться резко ограниченным кругом лиц, но по мере необходимости, при нарушении любым юридическим лицом своих обязательств. Да, мы совершенно справедливо говорим о неэффективной правовой и экономической защите мелкого и среднего предпринимательства. Но нельзя забывать и о защите законных интересов покупателей от всеобщего торгового произвола и вседозволенности на нашем потребительском рынке. За первые два года действия закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора" положение с качеством большинства товаров народного потребления не улучшилось, а в ряде случаев резко ухудшилось. По данным Госторгинспекции, в 2002 году было проведено 250 тысяч проверок. Так вот, почти 90 процентов их завершилось вскрытием нарушений соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления. Около 60 процентов проверяемых партий товаров по тем или иным причинам признаны небезопасными, некачественными, фальсифицированными и сняты с реализации. А ведь известно, что из-за неоправданного сокращения численности госторгинспекторов проверяется не более 10-15 процентов реализуемых товаров. В ряде районов страны товары на качество не проверяются вообще! Короче, создавшееся положение необходимо в корне менять. Я бы предложил Минэкономразвития вместе с Торгово-промышленной палатой РФ, Госторгинспекцией, Госстандартом и другими заинтересованными ведомствами внести в уже упомянутый федеральный закон 2001 года изменения и дополнения, которые позволили бы надежно защитить жизненные интересы как производителей и продавцов, так и покупателей. Мы можем использовать опыт стран Западной Европы и США и также ввести запрет или ограничения на ввоз товаров тех иностранных фирм, которые постоянно поставляют нам некачественную продукцию и препятствуют развитию отечественного производства. Пора расширить права и полномочия "Союзэкспертизы" ТПП РФ, возложив на нее при участии Госторгинспекции разработку правил по проверке качества импортных товаров. Пришло время и таких кардинальных шагов, как выделение из состава Минэкономразвития самостоятельного Министерства внешней и внутренней торговли РФ, восстановление ряда внешнеторговых объединений по экспорту и импорту ключевых народнохозяйственных товаров, придание этим объединениям государственного статуса. И, наконец, последнее по очередности, но не по значению. Усилия по улучшению, упорядочению внешнеторговой деятельности, функционированию экономики страны в целом могут быть эффективными, отвечающими интересам народа только в том случае, если в Правительстве нашей страны будут работать настоящие профессионалы, безупречные государственные деятели. Вот почему последние шаги Президента вызывают надежду на позитивные перемены, пишет "Гудок". // TorgRus.com Есть мнение по теме? Оставьте Ваш комментарий. |
решения FLEXCOM.RU - бизнес объявления - каталог компаний - новости и события |
|