14:49 19.08.2003 В прошлом году россияне употребили по 19,7 литра крепких напитков на душу населения. Как сообщает ежедневная деловая газета "Ведомости", это наименьшее количество за последние пять лет.
По данным Объединенной финансовой группы (ОФГ), опубликовавшей на днях исследование рынка спиртного, даже в сравнительно благополучном 1998 году россияне пили 20,4 литра крепкого алкоголя на человека. А после кризиса стали пить еще больше: уже в 1999 году потребление напитков крепостью от 40 градусов выросло почти на 10 процентов - до 22,4 литра на душу населения. При этом потребление пива сократилось на 46 процентов, а вина - на 10 процентов. Продавцы же водки и других крепких напитков недосчитались по сравнению с 1998 годом всего 1 процента выручки (в долларовом выражении). Однако уже в 2000 году россияне выпили 21,7 литра крепких напитков на душу населения, а в 2001-м - 20,7 литра.
Согласно результатам исследования, в первый послекризисный год средняя семья тратила на все спиртное 9,8 процента бюджета, в 2000 году - 10,2 процента, в 2001-м - 9,7, а в прошлом - только 8,8 процента. Меньшая доля расходов среднего домашнего хозяйства направлялась на выпивку только в 1998 году - 8,1 процента.
По мнению главы аналитического отдела ОФГ Эрика Вигарса, некоторое охлаждение россиян к крепким напиткам объясняется макроэкономическими факторами. "Чем лучше чувствует себя экономика страны, тем больше люди стремятся пить алкоголь не чтобы забыться, но наслаждаться вкусом, поэтому покупают больше вина или пива", - считает он. Сходное мнение высказал и глава маркетингового агентства GfK Александр Демидов. "За последние год-два многие жители небольших городов узнали новые хобби - боулинг, фитнес, путешествия в другие страны - они начинают меняться", - отметил он.
Исследование ОФГ показало, что с 1998 по 2003 годы потребление пива увеличилось с 22,5 до 49 литра на душу населения, потребление вина выросло в два с лишним раза, достигнув в прошлом году 5,5 литра. Одновременно независимые аналитики отмечают увеличение спроса на импортные дорогие напитки.
Сокращение потребления крепкого спиртного пока не беспокоит производителей водки, отмечают "Ведомости". По словам некоторых из них, если рынок водки и сокращается, то за счет дешевого и низкокачественного товара.
Однако россияне все равно тратят на алкоголь гораздо больше, чем жители других стран с развивающейся экономикой. Те, по данным ОФГ, в прошлом году потратили на алкоголь в среднем 73 доллара, а россияне - 105.