11:26 9.04.2003 Российский премьер Михаил Касьянов предлагает с 2004 года ввести единую 28-процентную ставку единого социального налога вместо нынешней регрессивной, сообщает ежедневное издание "ГАЗЕТА".
Премьер поручил Минэкономразвития просчитать, как скажется введение плоской шкалы ЕСН на экономике страны. Расчеты будут готовы только в четверг, но эксперты уже предупреждают: если идея Касьянова будет реализована, о "белой" зарплате придется надолго забыть.
Действующая сейчас регрессивная шкала соцналога введена для того, чтобы предприниматели были заинтересованы показывать высокую "белую" зарплату. Дело в том, что чем выше официальная зарплата работника, тем меньше платит в бюджет его работодатель. Если годовая зарплата работника меньше 100 тысяч рублей, ставка ЕСН составляет 35,6 процента. Она понижается ступенчато, с повышением дохода работника до 100 тысяч, 300 тысяч и 600 тысяч рублей. К примеру, если работник получает в месяц больше 1700 долларов, его работодатель платит ЕСН по ставке 2 процента, пишет "ГАЗЕТА".
Теперь же от снижения ставки ЕСН до 28 процентов ряд отраслей проиграет. В их числе, например, топливный сектор, где благодаря высоким зарплатам эффективная ставка ЕСН составляет около 24 процентов. Однако снижение налоговой нагрузки почувствуют предприятия электроэнергетики, металлургии, машиностроения и химической промышленности, где эффективная ставка ЕСН превышает 30 процентов.
Плоская шкала ЕСН "задержит выход оплаты труда из тени: ведь ставка остается на высоком уровне, а при этом единственный способ заинтересовать налогоплательщика платить налог - сохранить регрессию", заявил "ГАЗЕТЕ" ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.
"Как принцип плоская шкала ЕСН - это хорошая идея. Но чтобы она принесла пользу, единую ставку нужно снижать до 11 процентов. Чтобы в сумме с 13-процентным подоходным налогом нагрузка на фонд оплаты труда не превышала ставку налога на прибыль. Тогда не останется причин для использования "серых" схем", - так прокомментировал изданию эту идею заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Станислав Воскресенский.
По его словам, введение плоской шкалы с 28-процентной ставкой приведет не к выводу зарплат из тени, а к обратному эффекту. "Сейчас, если зарплата в компании достаточно высокая, ставка налога для нее составляет всего 2 процента. Им предлагают платить 28 процентов. Кто после этого будет показывать зарплату?" - задается вопросом Воскресенский.
Кроме того, добавляет "ГАЗЕТА", введение плоской шкалы может принести проблемы и Пенсионному фонду, поскольку у него будут нарастать обязательства перед теми, кто получает очень большие зарплаты.